Главная
 
Alpine RoseПятница, 29.03.2024, 00:11



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Главная страница
Информация о клубе
Каталог файлов
Гостевая книга
Каталог статей
Фотоальбомы
Форум
Блог Alpine Rose
Доска объявлений


Категории каталога
Статьи AlpineRose [22]
Тренировка [3]
Скалолазание [4]
Альпинизм [9]
Туризм [4]
Техника Безопасности [8]
Другое [3]
Технология Pro [10]
Спортивное ориентирование [3]
вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности, а результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков
Школа выживания [7]
Способы выживания в различных природных условиях

Мини-чат

Наш опрос
Чего Вам не хватает на сайте?
Всего ответов: 55

Главная » Статьи » Техника Безопасности

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе.

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей.
Ф. Фарберов 2010г.

Вопросы тактики и техники страховки в различных случаях.

I. Общие рекомендации IKAR.


В 2005г на ежегодном международном конгрессе IKAR (The International Commission For Alpine Rescue / Международная Комиссия по Спасению в Горах) проходившем в Италии, были сформулированы следующие основные принципы организации страховки при использовании веревок для спуска и подъема людей во время спасательных работ в горах.

● Во всех случаях, когда это практически осуществимо, должна применяться организация независимых станций для страховочной и грузовой систем.

● Динамическая веревка (EN 892) не должна применяться в качестве страховочной и грузовой веревки при спуске/подъеме людей в горах.

● Для предотвращения неконтролируемого падения спасательного груза в случае потери одним или обоими операторами контроля над веревками по какой-либо причине (камнепад и т.п.) система спуска/подъема должна быть оборудована страховочным устройством (системой) с функцией автоматической блокировки. Страховочное устройство (система) может использоваться на одной или на обеих веревках одновременно. Практическое разделение веревок на грузовую и страховочную необходимо для предотвращения одновременного повреждения / разрушения обеих веревок.

● Страховочная веревка должна выдаваться / выбираться без слабины на всем протяжении транспортировки.

Примечание:


1. IKAR-CISA (The International Commission for Alpine Rescue) – Международная Комиссия по Спасению в Горах.
Эта неправительственная и некоммерческая организация существует с 1948 года и в настоящее время объединяет спасателей-экспертов высшей квалификации из 31 страны.
На сегодняшний день IKAR-CISA - это самая авторитетная международная организация в области спасательных работ в горах. Существует четыре постоянно действующих комиссии IKAR:
«Terrestrial Rescue» (Спасательные работы в горах), «Medical» (Медицинская аспекты
спасательных работ в горах), «Avalanche Rescue» (Спасательные работы в лавинах), «Aviation» (Применение авиации в спасательных работ в горах).
В каждой комиссии работает по 2 представителя от каждой страны, члена IKAR. Комиссии собираются 2 раза в год. Ежегодно в различных странах – членах этой организации проходит международный конгресс IKAR, где делаются доклады по разным аспектам спасательных работ в горах. Часть этих докладов в формате PDF можно найти на сайте IKAR http://www.ikar-cisa.org . Россия пока не вошла в члены IKAR.

2. Данные рекомендации IKAR были сделаны на основе многолетних исследований вопросов безопасности спасательных работ компанией «Rigging for Rescue».
В работе над рекомендациями принимали участие спасатели - делегаты конгресса IKAR из Канады, США, Франции, Швейцарии и Германии.

II. Анализ факторов риска, и особенности тактики и техники страховки на разных этапах спуска пострадавшего с сопровождающим.



Как правило, в спасательных работах в горах спуск пострадавшего занимает большую часть времени. Поэтому отработке тактики и техники страховки спуска пострадавшего уделяется большое внимание, как во время обучения, так и в процессе регулярных тренировок спасателей на горном рельефе.
В этом разделе приводится анализ факторов риска, которые необходимо учитывать при выборе тактики и техники страховки во время спуска.
Данный анализ факторов риска в обязательном порядке входят в программу обучения спасателей в Канаде.

Примечание:


В статье «Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами». http://www.risk.ru/users/fedor/6883/ этот анализ приводиться в несколько упрощенном виде.


1. Для каждого этапа спуска характерны различные факторы риска. Поэтому каждый этап требует особой техники страховки. Условно можно выделить три основных этапа спуска:



● 1 или начальный этап: это переход сопровождающего с пострадавшим через край площадки.
● 2 этап – начало спуска (~ первые 30м)
● 3 этап – последующий спуск.

2. Основные факторы риска начального этапа спуска:

● Опасность падения сопровождающего с пострадавшим при переходе через край площадки.
При этом возможен сильный рывок на спусковую и страховочную системы.
● Если при падении веревка ляжет на край площадки не под прямым углом, то при рывке
произойдет смещение нагруженной веревки по краю. Возможными последствиями такого
смещения могут быть:
а) Серьезные повреждения или обрыв спусковой веревки.
б) Срыв камней.

3. Техника страховки на начальном этапе спуска.
Основная функция страховочной системы на начальном этапе спуска – это подстраховка спусковой системы на случай её отказа по указанным выше (или другим) причинам.

Важно! Помощь сопровождающему при переходе через край площадки (полки) существенно снижает факторы риска в начале спуска.

● Большая часть нагрузки (~ 80-90%) должна приходиться на грузовую (спусковую) веревку.
● При работе с любыми типами СУ, следует избегать излишнего натяжения страховочной веревки в начале спуска. Страховочная веревка должна выдаваться без слабины, с небольшим натяжением (не более 10 - 20% общей нагрузки). В таком состоянии у страховки больше шансов выполнить свою задачу по следующим причинам:
● У слабо натянутой веревки меньше шансов обрыва при срыве на краю площадки.
● Меньше шансов быть перебитой камнем.
● Меньше шансов получить повреждения при маятнике.
● Если для страховки используется «тандем прусик», то на начальном этапе спуска рекомендуется применять вариант организации этой системы без дополнительного торможения,
и удерживать натяжение страховочной веревке вручную (см. Часть II, рис. 5, 6). В таком варианте страховка «тандем прусик» работает наиболее надежно.
● При работе с «540° ™ Rescue Belay», также не рекомендуется применять дополнительное торможение на начальном этапе спуска.

3.1. Важно! Защита веревки от повреждений – это одна из важнейших задач в работе по обеспечению безопасности спасательных работ на любом рельефе.
Основные рекомендуемые меры по защите веревки:

3.1.1 Использование соответствующей техники организации спуска/подъема:

● Край полки (площадки) должен быть подготовлен до начала спуска – обработаны острые
края, очищен от живых камней, снега и т.п.
● Спусковая и страховочная веревки должны подходить к краю площадки под прямым углом. Это необходимо для предотвращения горизонтального смещения веревок по краю площадки во время работы и в случае задержания рывка. Такое смещение особенно опасно при работе на скальной полке (площадке) и грозит перетиранием и/или обрывом веревки.

● При невозможности подвести веревку перпендикулярно к краю напрямую от станции, необходимо использовать направляющий ролик (карабин) (см. рис.1).

● По возможности использовать направляющий ролик, для того чтобы приподнять грузовую веревку над рельефом (см. рис. 2). Этот способ очень часто применяется профессиональными спасателями, так как в этом случае не только снижается трение грузовой веревки о рельеф, но и существенно облегчается переход сопровождающего с пострадавшим через край полки.

При использовании направляющих роликов важно соблюдать следующие меры безопасности:

● Точка крепления направляющего ролика (карабина) должна быть абсолютно надежной.

● Страховочная веревка не должна пропускаться через направляющий ролик (см. рис. 2).
Это необходимо для того, чтобы избежать образования опасной слабины у страховочной веревки в случае отказа точки крепления направляющего ролика. Такая слабина может привести очень сильному рывку при задержании срыва.

3.1.2. Использование специальных или импровизированных протекторов для веревки.
● Для работы в горах наиболее оптимальны протекторы из грубого брезента, сделанные в форме «чулка» (см. рис. 2).


Рис. 1


Рис. 2



4. Основные факторы риска второго этапа спуска:

● Сразу после перехода через край, сопровождающий обычно находится в стадии выбора
оптимального пути, поэтому вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска.
Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае маятника существует опасность
повреждения сильно натянутой спусковой веревки.

4.1. Техника страховки на втором этапе спуска.

На этом этапе также рекомендуют продолжать работать с ручным натяжением страховочной веревки до тех пор, пока сопровождающий окончательно не определиться с выбором линии спуска.

5. Основные факторы риска третьего этапа спуска:

● На этом этапе становится сложнее удерживать ручное натяжение страховочной веревки
вручную и в результате может образоваться опасная слабина.
В случае отказа/обрыва спусковой системы слабина страховочной веревки может привести к
существенному удлинению страховочной веревки в момент задержания срыва.
Даже относительно небольшое падение пострадавшего и сопровождающего при удлинении страховочной веревки может привести к самым тяжелым последствиям (травмы вследствие ударов спускающихся о рельеф и т.п.).

● Кроме того, из-за большого веса веревки становится труднее контролировать практически
любые СУ и они часто начинают преждевременно «схватывать».

● При большой длине слабо натянутая страховочная веревка начинает представлять опасность, так как она может быть подвержена боковым смещениям по рельефу. Такие смещения могут привести к сбросу камней или зацеплению веревки за выступающие формы рельефа.

5.1. Техника страховки на третьем этапе спуска.

Для снижения приведенных выше факторов риска, на третьем этапе спуска рекомендуется:

● Организовать дополнительное торможение на страховочной веревке.

● Равномерно распределить нагрузки между страховочной и спусковой веревкой.

Организация дополнительного торможения на страховочной веревке и переход к равномерному распределению нагрузки на обе веревки показаны на примере страховки «тандем прусик»
(см. рис. 3).


Рис. 3

Для повышения безопасности спуска на этом этапе можно дополнительно организовать подстраховку грузовой веревки системой «тандем прусик». В этом случае обе станции будут оборудованы «зеркально» (см. рис. 3Б). Такая система организации спуска обладает повышенной надежностью, а также удобна тем, что при необходимости перейти от спуска к подъему, любая из веревок может стать страховочной или грузовой, на которой будет организован полиспаст.

Примечание:



1. Выше уже говорилось о том, что следует избегать излишнего натяжения страховочной веревки на начальных этапах спуска (см. раздел II, п.3.).
Кроме того, при работе с системой «тандем прусик» в сложных условиях (разрушенный / камнеопасный рельеф, плохая погода и т.д.), не рекомендуется раньше времени организовывать подстраховку грузовой веревки и устанавливать дополнительное тормозное устройство на страховочной веревке в начале спуска (см. рис. 3Б) по следующим соображениям:

На начальных этапах очень важна четкая коммуникация и координация действий спасателей, работающих на грузовой и страховочной системах и сопровождающего. В какие-то моменты может потребоваться замедлить / ускорить / остановить спуск, заблокировать/разблокировать грузовую веревку или выбрать страховочную.
Всегда сложнее одновременно контролировать два устройства, чем работать только с одним. Поэтому, когда у спасателя свободны обе руки для работы с тормозным или страховочным устройством, ему легче сосредоточиться на выполнении своей задачи, проще делать все необходимые манипуляции и меньше шансов допустить ошибку.

2. В менее сложных условиях, когда риски отказа каких-либо компонентов спасательной системы минимальны, вполне допустима организация «зеркальной» системы страховки на начальных этапах спуска.


III. Факторы риска и меры безопасности в особых случаях.



1. Факторы риска при спусках на большую глубину.



1.1. Одна из главных опасностей при спусках на большую глубину – это удлинение страховочной веревки в случае отказа грузовой системы (см. Часть I, п. 1.4.).
Даже при использовании самых жестких статических веревок и применении «зеркальной» системы организации спуска с равномерным распределением нагрузки, в случае обрыва одной из веревок во время спуска на большую глубину, удлинение другой веревки будет весьма значительным.
В этом случае пострадавшему с сопровождающим грозит падение на глубину несколько метров с возможными ударами о рельеф. Последствия такого падения могут быть самыми тяжелыми.

1.2. Другая опасность, характерная для протяженных спусков, связана с повышенным нагревом страховочных и тормозных устройств.
Сильно разогретое СУ, обладающее низкой теплоотдачей, может переплавить веревку во время остановки спуска.

1.3. При спуске на большую глубину с использованием веревок стандартной длины, возникает необходимость наращивания веревок. В этом случае существует опасность заклинивания одного или обоих узлов на рельефе.

1.4. Во время протяженных спусков существует опасность потери коммуникации между
спасателями, работающими наверху и сопровождающим. Это грозит нарушением четкости взаимодействия всех спасателей, участвующих в проведении спуска, и может привести к опасным ошибкам в их действиях. Особенно трудно поддерживать коммуникацию в сложных погодных условиях.

1.5. Рекомендации по снижению рисков, связанных со спуском на большую глубину:

Не применять спуски на большую глубину без серьезной необходимости.

● Использовать только жесткие статические веревки

● Использовать «зеркальную» систему организации спуска с равномерным распределением нагрузки между веревками.

● Использовать дополнительное торможение на обеих веревках (см. рис. 4 и п. 1.5.1. ниже)

● По возможности ограничивать глубину спуска стандартной длиной веревки (50-60м)

● Не допускать высокой скорости спуска и внимательно следить за нагревом страховочных и тормозных устройств во время спуска.

● Применять страховочные и тормозные устройства с хорошей теплоотдачей.
В Канаде, США и Новой Зеландии для продолжительных спусков применяют «решетки / рэки» с цельными перекладинами из алюминиевого сплава, так как они обладают хорошей теплоотдачей.

● При необходимости наращивания веревок, ограничиваться спуском на глубину не более двух веревок.

● Для того чтобы избежать проблем с узлами при наращивании веревок, спасателям, работающим в тех горных районах, где существует регулярная необходимость в организации протяженных спусков, рекомендуют иметь в штатном наборе снаряжения специальные, более длинные веревки. Либо использовать тросовое снаряжение.

● Использовать компактные средства связи для обеспечения коммуникации сопровождающего с другими спасателями.

1.5.1. Испытания, проведенные американскими компаниями «Rigging for Rescue» и «Peak Rescue Institute» в 2007-2008 годах показали, что в случае отказа грузовой веревки, организация дополнительного торможения, установленного на страховочной веревке между СУ и грузом, снижает величину тормозного пути груза на 35 – 40%.
На рисунке 4 показаны примеры организации дополнительного торможения на примере СУ «540° ™ Rescue Belay» и Petzl I’D.
В качестве дополнительного тормозного устройства могут использоваться как специальные спасательные решетки (см. рис. 4 А), так и альпинистские СУ (см. рис. 4Б).
Из альпинистских СУ предпочтительно использовать модели, которые не крутят веревку – «стаканы», Реверсо и их аналоги.


Рис. 4


2. Особые случаи, в которых опасно применять двойную веревку.



Как уже было сказано выше, применение отдельной независимой страховки – это стандартная практика большинства спасательных подразделений во всем мире. Однако во время спасательных работ и/или тренировок на горном рельефе также возможны ситуации, когда работа на двух веревках может стать источником опасности. Например:

2.1. Спуск/подъем пострадавшего с сопровождающим в свободном пространстве
(на протяженных нависаниях, в каньонах и т.п.). В этих случаях у сопровождающего нет возможности опираться о рельеф ногами для стабилизации своего положения, и спасательный «груз» может начать вращаться вокруг своей оси. При этом происходит закручивание и спутывание веревок.

2.2. Особенно часто вращение груза и закручивание веревок случается при работе в каньонах возле водопадов или быстрых горных рек. Его провоцируют сильные воздушные потоки, характерные для таких мест.

2.3. Скручивание двух веревок может привести к следующим опасным последствиям:

● Отказ срабатывания страховки в случае обрыва одной из веревок.

● Очень серьезно осложняется работа по подъему груза.


2.4. Меры по снижению риска закручивания веревок.

● Разнесение страховочных и грузовых станций на значительное расстояние друг от друга.

● Использование вертлюга для присоединения подвески груза к узлу крепления страховочной и спусковой веревок.

● Отказ от независимой страховки и организация спуска /подъема на одинарной веревке по спелеотехнике SRT.


3. Организация спусковой / подъемной системы на одной станции.

Во всех рассмотренных выше ситуациях речь шла об организации системы спуска/подъема пострадавшего с сопровождающим на двух независимых станциях.
Это наиболее безопасный способ работы, так как обе системы дублируют друг друга, и отказ какого-либо компонента одной из систем не может привести к отказу всей системы в целом.

Однако далеко не всегда в горах существует возможность организовать две независимые станции для страховки и спуска/подъема. Вполне возможны ситуации, когда имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию.

При принятии решения о работе с одной станции важно помнить, что отказ единственной станции будет означать отказ всей системы в целом и может привести к тяжелым последствиям и / или гибели пострадавшего и сопровождающим, а также спасателей, работающих на станции.

Поэтому исключительно важно предпринять все меры к тому, чтобы станция была максимально надежной!



● Наиболее безопасный способ спуска / подъема – это организация независимой страховочной и тормозной/подъемной системы аналогично схемам приведенным выше. Только в данном случае необходимо расположить обе системы на одной станции.
Для предотвращения трения веревок друг об друга и удобства работы спасателей необходимо разнести точки крепления страховочной и тормозной системы.
Один из возможных вариантов организации спуска с одной станции показан на рис. 5.


Рис. 5


IV. Другие варианты организации спуска пострадавшего с сопровождающим.



В этой статье рассказывается об только одном способе организации спуска, при котором и страховочная и тормозная системы управляются сверху. О причинах такого выбора было сказано в первой части статьи (см. Часть I, раздел "Общие положения»).
Существуют и другие способы организации спуска пострадавшего с сопровождающим. Подробное рассмотрение этих способов в данной статье не входило в задачи автора, поэтому ограничусь примерами двух наиболее распространенных вариантов, которые применяются в горах:

1. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке на одном спусковом устройстве с организацией верхней страховки отдельной веревкой.
Один из вариантов организации такого спуска показан на рисунке 6.


Рис. 6

Примечание:
Пропорции длин оттяжек для подвески спасателя и пострадавшего на рисунке не соблюдены.

● Длина оттяжки, которой спасатель пристегнут к спусковому устройству, должна позволять ему свободно дотягиваться до СУ.

● Длина оттяжек подвески пострадавшего должна быть на 15-20см длиннее, чем оттяжка спасателя. Такая разница в длине оттяжек позволяет спасателю удобно транспортировать пострадавшего во всех основных положениях: на спине, перед собой и сбоку.

● Для дополнительной подстраховки спуска сопровождающий может также использовать узел автоблок, как показано на рис. 7.


2. Спуск спасателя с пострадавшим по двойной или одинарной закрепленной веревке с подстраховкой узлом «автоблок», расположенным ниже спускового устройства (см. рис. 7, 8).


Рис. 7

2.2. Спуск по двойной веревке организуется аналогичным образом (рис. 8).


Рис.8

Примечание:
Единственное отличие между спуском по одинарной и двойной веревке заключается в том, что на двойной веревке узел «автоблок» вяжется с меньшим количеством оборотов:

● Для работы на одинарной веревке обычно достаточно 6-7 оборотов репшнура/стропы.

● Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы.

Основные выводы :


Единого универсального «рецепта» действий по организации страховки во время спасательных работ в горах не существует.

Выбор способа организации спуска/подъема и техники страховки зависит от совокупности многих факторов.

Все приведенные выше рекомендации относятся, прежде всего, к потенциально опасным условиям, и не имеют абсолютного характера. Эти рекомендации являются ориентирами для принятия решений, но не законами.

В каждой конкретной ситуации спасателям необходимо принимать решение о выборе тактики и техники страховки самостоятельно, с учетом специфики условий, в которых проходят спасательные работы.
Категория: Техника Безопасности | Добавил: Makarov_Dmitriy (27.02.2010)
Просмотров: 3695 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz