Первый инструктор во многом определяет альпинистскую судьбу своих участников. Не случайно инструкторов альпинизма обучают в школах, "прогоняют" через стажировку, пишут для них учебники. Однако есть важные мелочи, нюансы, "пустячки", которые приходят только с годами и десятилетиями работы. Ниже я хочу поделиться квинтэссенцией опыта работы инструктора по альпинизму с более чем 30-летним стажем. Фото: Константин Голубев, г. Санкт-Петербург Общая концепция. Помочь каждому участнику отделения воспринять "дни в новичках" как неповторимые дни трудного счастья, продолжением которых будет более совершенный взгляд на мир и более гармоничные с ним отношения. Элементы концепции. 1. Узнать и культивировать лучшие стороны каждого участника. 2. Верить в каждого участника и бороться за его совершенствование даже с ним самим. 3. Иметь бесконечно доброжелательное улыбчивое терпение, если вопрос не касается безопасности, тогда - по обстоятельствам. 4. Помочь участникам обратить внимание на светлые стороны личности и добрые дела каждого в отделении. 5. Придумать эмблему (зрительную, звуковую, и т.д.) отделения, которую мог бы реализовать каждый его участник. 6. Донести до всех участников, что каждый наш день - праздник, который иногда нужно просто видеть, и что это лучше всего получается вместе с товарищами. 7. Последовательно проводить мысль о том, что завтра будет лучше, чем вчера. НО! день расставания неотвратимо приближается. 8. Мечтать и планировать будущие встречи. 9. Проводить "Вы позицию" по отношению к участникам, в частности, тепло и уважительно относиться к каждому из них, но не допускать панибратства. 10. Построить отношения в отделении как семейные - братски-сестринские с элементами светлой влюбленности, как описано Л.Н.Толстым об этом в семье Ростовых. 11. Не заводить романов с участниками отделения. Это может оказаться миражом, но иметь очень горькие и болезненные, а то и трагические последствия. 12. Наладить доверительные отношения с каждым из участников. 13. Не иметь изгоев и любимчиков. 14. Чувствовать настроение группы, в частности, моменты, когда отделению хочется быть без Вас. 15. Всегда помните, что новички в новых для них условиях требуют внимания, понимания и опеки-поддержки, как дети малые (или как взрослые чукчи, приехавшие из яранги сразу в Москву). Некоторые технические элементы работы с отделением новичков. 1. При перовой же встрече с отделением предложить участникам рассказать о себе и подробно представиться самому. 2. Конструктивно-оптимистично рассказать о планах отделения. Предложить выбрать старосту, начпрода, начснара. Можно придумать и другие, даже шутливые должности, чтобы каждый был "при портфеле". 3. Тут же проговорить наличие экипировки каждого, включая одежду - все ее слои. 4. Помочь участникам в подборе снаряжения на складе. 5. После каждого занятия проводить доброжелательный разбор (не разборку!), настаивая на том, чтобы и самому быть включенным в зону благожелательной конструктивной критики. Структура разбора: а) что было сделано б) что удалось в) что не удалось г) причины этого в) выводы. 6. Изначально определиться и постоянно напоминать своим поведением, что при опасностях, на занятиях и на маршруте инструктор - авторитарный командир, но без раздражения и "горлопанства". В остальных случаях - просто старший (если получается по возрасту) товарищ. 7. Вводить "табу" на несовместимые состояния, например, каска на голове с незастегнутой пряжкой, или - на склоне друг над другом, или -страховка без рукавиц, и т.д. 8. Неукоснительно контролировать выполнение этих "табу". Только тогда навык будет автоматизирован и не появится невроз от лишь периодической требовательности инструктора. 9. Движение на подходах с помощью палок разрешите лишь тем, кто освоил работу с ледорубом. Остальным выгоднее подходы с ледорубом в руках - для выработки более прочных нужных навыков в работе с ним. 10. При появлении в отделении признаков напряженности, надвигающегося конфликта, снимайте их с мягкой деликатностью, возможно, с юмором. 11. Население каждой палатки лучше сделать разнополым. 12. Тщательно и заранее решайте для себя распределение связок. Учитывайте, но не руководствуйтесь пожеланиями участников. Родственников распределяйте по разным связкам. 13. Порядок движения сделайте постоянным. Сразу за Вами - девочки (или - слабейший), замыкающий - староста. Если будут идти по росту, легче, оглянувшись, видеть лица участников. Не стесняйтесь подбадривать их взглядами, улыбкой, особенно - трудно идущих. Пресекайте разговоры при движении по сложному, опасному маршруту. 14. Недопустимо, чтобы отделение растягивалось. 15. Через 20 минут после выхода и на последующих привалах САМИ контролируйте частоту сердечных сокращений у участников по пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте тех, у кого он наиболее учащен. 16. Жестко контролируйте наличие головных уборов и режим питья на тропе. 17. Постепенно "накачивайте" духовную и психологическую значимость предстоящего восхождения. 18. Обеспечьте, чтобы сон перед восхождением был не менее 6 часов. 19. На Вершине устройте изысканную трапезу хотя бы в знак благодарности Горе, благосклонно к вам относящейся. 20. Разбор восхождения устройте назавтра. До этого, особенно на маршруте, решительно пресекайте любую критику, но скупо отмечайте положительные действия участников. 21. В конце смены, если получится, организуйте итоговый разговор "за жизнь" при торжественном, но некрепкоградусном застолье. ПРИМЕНЯТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ! Я допускаю применение принципа "маленьких синячков", т.е. дискомфортных ощущений, которые участник получает в результате несоблюдения требований инструктора, хотя до этого я мог бы ему в очередной раз напомнить, или наорать. Это - так называемая "проблематизация". Она убеждает участника в справедливости требований инструктора и научает всегда делать так "лучше десятков воплей и сотен напоминаний". > Пример. При небрежно завязанных шнурках я не требую их перевязать, но доброжелательно подшучиваю, когда они все же развяжутся (а это - почти наверняка). В редких случаях я не препятствую формированию и развитию серьезной (но безопасной) ошибки отделения. Это бывает в случае, когда отделение, хронически пренебрегая и не осознавая требуемых от него необходимостей, в итоге, при моем попустительстве, испытывают сильный стресс, временно лишаясь чего-то значимого для них. Однако позже, когда они, с моей помощью, все же понимают свою неправоту, то, с лихвой наверстывая упущенное, сами устраняют недостатки. И даже становятся более продвинутыми, чем если бы делали то же самое по указке инструктора. Пример. Проспали выход на восхождение. 1,5 часа готовились к выходу с завтраком. В медлительности были засечены и ранее (эта тенденция, кстати, есть у всех новичков). Я понимал, что восхождение сделать не успеем, но - повел (хотя мог бы просто отложить восхождение на сутки). В итоге - повернули уже из-под предвершинного взлета. Был жесткий разбор с дружным "наездом" на меня. Затем, при встречном, сделанном мною анализе ситуации, признали свою неправоту. И, на следующем выходе, эти же люди, весь бивак с ужином организовали за ... 35 минут! Желаю многолетнего успешного инструкторства! Дерзайте, но .... не за счет участников. Поделился врач, инструктор по альпинизму Матвеев Владимир Иванович. (Стаж работы с отделениями новичков 49 смен. Все безаварийные). p.s. Петру Фролову и другим читателям моей статьи "Коварные "пустячки" для горнопроходцев ", опубликованной в начале лета. Отвечаю только сейчас, извините, т.к. с гор вернулся недавно. Благодарю за благожелательные отзывы. Что касается слова "ка- или ко-мпиляция, то изначально оно пишется правильно "компиляция" (от английских корней, означающих подборку материала). А мой "ляп" объясняется тем, что при выверке этого слова через "ворд" на компьютере я получил ошибку, набрав слово "компиляция" и оценку как правильную написание слова "кампиляция". Словари же были недоступны. Вот и все. |