Главная
 
Alpine RoseСуббота, 27.04.2024, 01:25



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Главная страница
Информация о клубе
Каталог файлов
Гостевая книга
Каталог статей
Фотоальбомы
Форум
Блог Alpine Rose
Доска объявлений


Категории каталога
Файлы AlpineRose [46]
Правила по ТГТ на 2007 [3]
Правила по ТГТ на 2007
Календарь соревнований [3]
Нормативные документы [2]
Правила, штрафы, техприемы и т.д.
Соревнования [5]
Положения, условия и схемы дистанций

Мини-чат

Наш опрос
Быть ли Alpine Rose Summer Camp?
Всего ответов: 77

Главная » Файлы » Файлы AlpineRose

Кредо инструктора альпинизма
[ ] 23.01.2009, 18:45
Первый инструктор во многом определяет альпинистскую судьбу своих участников. Не случайно инструкторов альпинизма обучают в школах, "прогоняют" через стажировку, пишут для них учебники. Однако есть важные мелочи, нюансы, "пустячки", которые приходят только с годами и десятилетиями работы. Ниже я хочу поделиться квинтэссенцией опыта работы инструктора по альпинизму с более чем 30-летним стажем.

Фото: Константин Голубев, г. Санкт-Петербург
Общая концепция.


Помочь каждому участнику отделения воспринять "дни в новичках" как неповторимые дни трудного счастья, продолжением которых будет более совершенный взгляд на мир и более гармоничные с ним отношения.

Элементы концепции.


1. Узнать и культивировать лучшие стороны каждого участника.
2. Верить в каждого участника и бороться за его совершенствование даже с ним самим.

3. Иметь бесконечно доброжелательное улыбчивое терпение, если вопрос не касается безопасности, тогда - по обстоятельствам.
4. Помочь участникам обратить внимание на светлые стороны личности и добрые дела каждого в отделении.
5. Придумать эмблему (зрительную, звуковую, и т.д.) отделения, которую мог бы реализовать каждый его участник.
6. Донести до всех участников, что каждый наш день - праздник, который иногда нужно просто видеть, и что это лучше всего получается вместе с товарищами.
7. Последовательно проводить мысль о том, что завтра будет лучше, чем вчера. НО! день расставания неотвратимо приближается.
8. Мечтать и планировать будущие встречи.
9. Проводить "Вы позицию" по отношению к участникам, в частности, тепло и уважительно относиться к каждому из них, но не допускать панибратства.
10. Построить отношения в отделении как семейные - братски-сестринские с элементами светлой влюбленности, как описано Л.Н.Толстым об этом в семье Ростовых.
11. Не заводить романов с участниками отделения. Это может оказаться миражом, но иметь очень горькие и болезненные, а то и трагические последствия.
12. Наладить доверительные отношения с каждым из участников.
13. Не иметь изгоев и любимчиков.
14. Чувствовать настроение группы, в частности, моменты, когда отделению хочется быть без Вас.
15. Всегда помните, что новички в новых для них условиях требуют внимания, понимания и опеки-поддержки, как дети малые (или как взрослые чукчи, приехавшие из яранги сразу в Москву).


Некоторые технические элементы работы с отделением новичков.


1. При перовой же встрече с отделением предложить участникам рассказать о себе и подробно представиться самому.
2. Конструктивно-оптимистично рассказать о планах отделения. Предложить выбрать старосту, начпрода, начснара. Можно придумать и другие, даже шутливые должности, чтобы каждый был "при портфеле".
3. Тут же проговорить наличие экипировки каждого, включая одежду - все ее слои.
4. Помочь участникам в подборе снаряжения на складе.
5. После каждого занятия проводить доброжелательный разбор (не разборку!), настаивая на том, чтобы и самому быть включенным в зону благожелательной конструктивной критики. Структура разбора: а) что было сделано б) что удалось в) что не удалось г) причины этого в) выводы.
6. Изначально определиться и постоянно напоминать своим поведением, что при опасностях, на занятиях и на маршруте инструктор - авторитарный командир, но без раздражения и "горлопанства". В остальных случаях - просто старший (если получается по возрасту) товарищ.
7. Вводить "табу" на несовместимые состояния, например, каска на голове с незастегнутой пряжкой, или - на склоне друг над другом, или -страховка без рукавиц, и т.д.
8. Неукоснительно контролировать выполнение этих "табу". Только тогда навык будет автоматизирован и не появится невроз от лишь периодической требовательности инструктора.
9. Движение на подходах с помощью палок разрешите лишь тем, кто освоил работу с ледорубом. Остальным выгоднее подходы с ледорубом в руках - для выработки более прочных нужных навыков в работе с ним.
10. При появлении в отделении признаков напряженности, надвигающегося конфликта, снимайте их с мягкой деликатностью, возможно, с юмором.
11. Население каждой палатки лучше сделать разнополым.
12. Тщательно и заранее решайте для себя распределение связок. Учитывайте, но не руководствуйтесь пожеланиями участников. Родственников распределяйте по разным связкам.
13. Порядок движения сделайте постоянным. Сразу за Вами - девочки (или - слабейший), замыкающий - староста. Если будут идти по росту, легче, оглянувшись, видеть лица участников. Не стесняйтесь подбадривать их взглядами, улыбкой, особенно - трудно идущих. Пресекайте разговоры при движении по сложному, опасному маршруту.
14. Недопустимо, чтобы отделение растягивалось.
15. Через 20 минут после выхода и на последующих привалах САМИ контролируйте частоту сердечных сокращений у участников по пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте тех, у кого он наиболее учащен.
16. Жестко контролируйте наличие головных уборов и режим питья на тропе.
17. Постепенно "накачивайте" духовную и психологическую значимость предстоящего восхождения.
18. Обеспечьте, чтобы сон перед восхождением был не менее 6 часов.
19. На Вершине устройте изысканную трапезу хотя бы в знак благодарности Горе, благосклонно к вам относящейся.
20. Разбор восхождения устройте назавтра. До этого, особенно на маршруте, решительно пресекайте любую критику, но скупо отмечайте положительные действия участников.
21. В конце смены, если получится, организуйте итоговый разговор "за жизнь" при торжественном, но некрепкоградусном застолье.

ПРИМЕНЯТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

Я допускаю применение принципа "маленьких синячков", т.е. дискомфортных ощущений, которые участник получает в результате несоблюдения требований инструктора, хотя до этого я мог бы ему в очередной раз напомнить, или наорать. Это - так называемая "проблематизация". Она убеждает участника в справедливости требований инструктора и научает всегда делать так "лучше десятков воплей и сотен напоминаний".
> Пример. При небрежно завязанных шнурках я не требую их перевязать, но доброжелательно подшучиваю, когда они все же развяжутся (а это - почти наверняка).

В редких случаях я не препятствую формированию и развитию серьезной (но безопасной) ошибки отделения. Это бывает в случае, когда отделение, хронически пренебрегая и не осознавая требуемых от него необходимостей, в итоге, при моем попустительстве, испытывают сильный стресс, временно лишаясь чего-то значимого для них. Однако позже, когда они, с моей помощью, все же понимают свою неправоту, то, с лихвой наверстывая упущенное, сами устраняют недостатки. И даже становятся более продвинутыми, чем если бы делали то же самое по указке инструктора.

Пример. Проспали выход на восхождение. 1,5 часа готовились к выходу с завтраком. В медлительности были засечены и ранее (эта тенденция, кстати, есть у всех новичков). Я понимал, что восхождение сделать не успеем, но - повел (хотя мог бы просто отложить восхождение на сутки). В итоге - повернули уже из-под предвершинного взлета. Был жесткий разбор с дружным "наездом" на меня. Затем, при встречном, сделанном мною анализе ситуации, признали свою неправоту. И, на следующем выходе, эти же люди, весь бивак с ужином организовали за ... 35 минут!

Желаю многолетнего успешного инструкторства! Дерзайте, но .... не за счет участников.

Поделился врач, инструктор по альпинизму Матвеев Владимир Иванович.
(Стаж работы с отделениями новичков 49 смен. Все безаварийные).

p.s. Петру Фролову и другим читателям моей статьи "Коварные "пустячки" для горнопроходцев ", опубликованной в начале лета. Отвечаю только сейчас, извините, т.к. с гор вернулся недавно. Благодарю за благожелательные отзывы. Что касается слова "ка- или ко-мпиляция, то изначально оно пишется правильно "компиляция" (от английских корней, означающих подборку материала). А мой "ляп" объясняется тем, что при выверке этого слова через "ворд" на компьютере я получил ошибку, набрав слово "компиляция" и оценку как правильную написание слова "кампиляция". Словари же были недоступны. Вот и все.

Категория: Файлы AlpineRose | Добавил: Makarov_Dmitriy
Просмотров: 727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz