ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ - ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
1. Содержание соревнований.
1.1. Соревнования по технике водного туризма заключаются в преодолении участка водного потока с естественными и искусственными препятствиями, выполнении специальных заданий.
1.2. Соревнования проводятся:
· на короткой дистанции (отдельно для всех классов судов);
· на длинной дистанции (ралли, эстафета);
· по спасательным работам.
Соревнования на короткой дистанции проводятся как соревнования экипажей, так и командные. Соревнования на длинной дистанции и по спасательным работам (спасработам) проводятся как командные.
2. Классы судов.
2.1. Соревнования проводятся на следующих туристских судах:
· байдарки 2-х местные, длина 4,5 м, ширина 0,75 м;
· катамараны 2-х местные, длина 3,6 м, ширина 1,6 м;
· катамараны 4-х местные, длина 4,5 м, ширина 2,0 м;
· каяки 1-но местные, длина 3,5 м;
· другие суда, оговоренные в Положении о соревнованиях.
2.2. Другие размеры судов допускаемых к соревнованиям должны быть оговорены в Положении и Условиях.
3. Дистанции соревнований.
3.1. В зависимости от сложности дистанции соревнования разделяются на четыре класса. Класс дистанции соревнований определяется скоростью водного потока, наличием естественных препятствий, а для короткой дистанции – количеством ворот (табл.1).
Таблица 1
3.2. При выборе дистанции в первую очередь необходимо учитывать требования безопасности. Дистанция должна быть проходима, нельзя включать невыполнимые элементы. Характер дистанции должен учитывать особенности типов судов.
3.3. Глубина и ширина участка реки на дистанции должны обеспечивать свободное прохождение судов.
3.4. Места старта и финиша должны удовлетворять следующим условиям. На берегу необходимо иметь площадку для размещения судов, участников, зрителей, удобные места для спуска и подъема судов. Старт и финишный створ должны быть неподвижны и обозначаться соответственно "Старт" и "Финиш". Линия финиша обозначается с двух сторон.
4. Оборудование дистанций.
4.1. Короткая дистанция.
4.1.1. На короткой дистанции устанавливаются искусственные препятствия - ворота, образованные двумя вертикальными вехами, подвешенными над водой. Длина вехи не менее 1,8 м, диаметр или ширина 3,0 - 3,5 см. Ширина ворот между вехами (не менее):
· для байдарок и каяков - 1.2 м;
· для катамаранов - 2,2 м.
В отдельных случаях допускается установка одной вехи.
4.1.2. Нижние концы вех по возможности должны быть ближе к воде, но не раскачиваться от ее движений.
4.1.3. Ворота нумеруются в порядке их прохождения.
4.1.4. Ворота бывают:
· ПРЯМЫЕ ворота - проходятся по течению носом вперед;
· ворота ОБРАТНОГО хода - проходятся носом против течения;
· ворота СВОБОДНОГО хода - проходятся произвольно.
4.1.5. Таблички нумерации ворот и ворот времени ("Т") должны быть размером 30х30 см. Номерные знаки, буква "Т" должны быть нарисованы черной краской на желтом или белом фоне. Цифры и буквы должны быть высотой 20 см и шириной линии 2 см. На противоположной стороне таблички эти обозначения перечеркнуты по диагонали. Таблички подвешиваются у верхних концов вех с внешней стороны ворот, ближайшей к предыдущим воротам, либо с правой стороны в следующем порядке: номер ворот, табличка с буквой "Т".
4.1.6. Прямые и обратные ворота состоят из двух вех, одна из которых выкрашена по длине чередующимися кольцами белого и красного цветов, другая - кольцами зеленого и белого цветов. Во всех случаях ширина колец должна быть 200 мм. Нижнее кольцо во всех случаях должно быть белым.
4.1.7. Ворота свободного хода состоят из двух вех, выкрашенных по длине чередующимися кольцами белого и черного цветов.
4.1.8. Максимальная длина дистанции для байдарок и каяков – 800 м, для катамаранов – 1200 м.
4.2. Длинная дистанция.
4.2.1. Соревнования на длинной дистанции проводятся, как правило, на многокилометровом участке реки. Дистанция состоит из этапов и оборудуется стартом, финишем (в том числе промежуточными), контрольными пунктами, местами передачи эстафеты и другими необходимыми элементами.
4.2.2. На отдельных участках реки могут вывешиваться предупреждающие, либо регламентирующие линию движения знаки (дополнительная информация).
4.2.3. Участники могут быть снабжены лоцией, картой, схемой этапов.
4.3. Соревнования по спасработам.
4.3.1. Соревнования по спасработам проводятся на участке реки длиной 100-500 м. Для обозначения линии движения и выполнения маневра применяются ограничительные створы, точечные ориентиры, которые могут указывать зоны переворота судна, спасательных работ, финиш и др. В конце участка спасработ указывается контрольный рубеж, створ которого обозначается с двух сторон.
4.3.2. В качестве ограничительных створов применяются линейные ориентиры и створные ворота требуемой ширины. Для финиша указывается место на берегу выше контрольного рубежа.
5. Старт.
5.1. В соревнованиях по технике водного туризма применяются старты:
· раздельный, при котором экипажи (команды) стартуют по одному, с установленным интервалом;
· групповой, при котором стартуют группами;
· общий, одновременный старт для всех команд.
5.2. В соревнованиях на короткой дистанции и спасработах экипажи (команды), опоздавшие на старт, к данной попытке не допускаются.
6. Прохождение дистанций.
6.1. Для прохождения дистанции экипажу (команде) даётся одна или несколько попыток. В зачёт идет результат лучшей попытки.
6.2. Короткая дистанция.
6.2.1. Прямые и обратные ворота проходятся соответственно носом по течению или против течения, причём зелёно-белая веха должна оставаться по правому борту судна, а красно-белая - по левому борту. В воротах свободного хода чёрно-белые вехи располагаются по обеим бортам судна. Порядок прохождения таких ворот - произвольный.
6.2.2. Линией ворот называется отрезок прямой, соединяющий условное продолжение вех по воде в момент взятия ворот. При наличии одной вехи указывается линия ворот в соответствии с маркированной перекладиной ворот, вехой на берегу и др.
6.2.3. Началом взятия ворот считается пересечение линии ворот участником или любое касание вехи.
6.2.4. Концом взятия ворот считается:
· выход судна с линии ворот после пересечения её хотя бы одним участником;
· начало взятия любых следующих ворот;
6.2.5. Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекла голова гребца.
6.2.6. Судейство прохождения ворот экипажем производится между началом и концом взятия ворот. При отсутствии начала взятия, ворота считаются не пройденными.
6.2.7. Прохождение каждых ворот разрешается только один раз. Повторное прохождение допускается в случае необходимого маневра и не судится.
6.2.8. Нарушением маркировки считается пересечение линии ворот в обратном направлении любым гребцом до того, как линия ворот была пересечена им в правильном направлении.
6.2.9. В командных гонках применяются ворота (связки ворот) времени. Время прохождения ворот (связки ворот) времени командой фиксируется. Отсчёт времени осуществляется между началом взятия ворот первым экипажем команды и концом взятия ворот последним экипажем (для связки ворот соответственно между началом взятия первых ворот и концом взятия последних).
6.2.10. В случае переворота судна (кроме эскимосского) данная попытка экипажу не засчитывается. Экипаж должен принять все необходимые меры для освобождения и покидания дистанции соревнований. При перевороте одного из судов в командной гонке, экипаж другого судна должен оказать помощь по спасению потерпевшего экипажа, а затем продолжить дистанцию.
6.2.11. Дистанцию рекомендуется открывать опытным экипажам, не участвующим в данных соревнованиях. Участникам могут быть представлены пробные попытки.
6.3. Длинная дистанция.
6.3.1. Соревнования на длинной дистанции заключаются в преодолении командой этапов и выполнении заданий, как с учетом скорости прохождения, так и за отведенное время. В качестве этапов и специальных заданий могут быть:
· скоростной этап;
· решение тактических задач;
· элементы короткой дистанции и спасработ;
· прохождение сложных препятствий;
· ориентирование;
· имитация походных условий водного туризма.
6.3.2. На дистанции могут устанавливаться скрытые контрольные пункты, фиксирующие интервал времени между первым и последним экипажами команды. Контрольный интервал времени оговаривается условиями.
6.3.3. После старта экипажи могут производить дополнительную разведку с берега. В особо сложных местах может даваться промежуточный финиш для просмотра препятствия.
6.3.4. В случае переворота или поломки судна команда может продолжить прохождение дистанции, при условии ликвидации аварии собственными силами.
6.3.5. Для ограничения продолжительности соревнований на каждом этапе устанавливается контрольное время, которое сообщается участникам до старта первого экипажа.
6.4. Соревнования по спасработам.
6.4.1. Соревнования по спасработам заключается в ликвидации аварии и доставке пострадавших, их судов и снаряжения, находящихся в полном порядке, в указанное место (на берег, к берегу, в суводь). Пострадавшими могут быть экипажи перевернувшихся судов, отдельные участники, манекены.
6.4.2. Условия проведения соревнований определяют линию движения, последовательность действий команды, способы страховки. Пострадавшие, суда и снаряжение должны быть доставлены в указанное место выше контрольного рубежа.
6.4.3. Для проведения спасработ используются следующие способы страховки:
· судами с воды,
· с берега (спасконцом, корабликом, "живцом" и др.),
· приемы самостраховки.
7. Финиш.
7.1. Экипаж считается закончившим попытку, когда голова последнего участника пресекла линию финиша.
7.2. В соревнованиях по спасработам финиш фиксируется по выходу участников со снаряжением или без него в указанное место.
8. Штрафы.
8.1. Короткая дистанция.
8.1.1. За прохождение ворот в зависимости от характера ошибок начисляются штрафные очки:
· 0 баллов - чистое прохождение. Пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке без касания вех. Ворота могут быть пройдены носом или кормой;
· 5 баллов - касание одной или двух вех. Пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке с одним или несколькими касаниями одной или двух вех;
· 20 баллов - непрохождение одного или двух участников (4-х местный катамаран), непрохождение одного участника (2-х местный катамаран или байдарка). Пересечение линии ворот согласно маркировке не всеми гребцами, но не менее половины;
· 50 баллов - непрохождение ворот. Возможные штрафы: нарушение маркировки; пересечение линии ворот менее чем половиной гребцов экипажа; эскимосский переворот в воротах, до пересечения гребцами линии ворот; умышленное отведение вешки.
8.1.2. За непрохождение отдельных ворот может быть установлен увеличенный штраф, но не более 150 баллов. Информация об этом доводится до участников до начала соревнований.
8.1.3. При прохождении ворот с ошибками экипажу засчитывается наибольший штраф на данных воротах.
8.1.4. При прохождении ворот (связки ворот) времени главной судейской коллегией может устанавливаться следующий штраф:
· 50 баллов - за превышение интервала времени, установленного для прохождения данных ворот (связки ворот) времени перед началом соревнований;
· пропорционально времени прохождения ворот (связки ворот) времени (коэффициент пропорциональности, а также максимальный штраф на данных воротах (связке ворот) времени доводится до участников до начала соревнований).
8.2. Длинная дистанция.
8.2.1. На длинной дистанции устанавливаются штрафы - за ошибки в прохождении этапов, оговоренных в Условиях.
8.3. В соревнованиях по спасработам устанавливается штраф:
· за прохождение створных ворот (применяются штрафы на воротах согласно п. 8.1.1.);
· за потерю снаряжения (5 баллов за каждый предмет);
· неподнятие макета потерпевшего или нешвартовка аварийного судна – снятие с дистанции;
· потеря макета потерпевшего или аварийного судна – снятие с дистанции;
· зачаливание вне зоны аварийного зачаливания - снятие с дистанции;
· нарушение условий соревнований - снятие с дистанции.
9. Сигнализация.
9.1. Судьи на воротах для оповещения старших судей, участников и зрителей пользуются сигнальными дисками. Диск представляет собой круг диаметром 30 см или квадрат со стороной 30 см со срезанными углами и имеющим ручку. Диски с обеих сторон имеют цифры и выкрашены в цвета: 0 - белый, 5 - жёлтый, 20 - синий, 50 - красный. Цифры должны быть высотой и шириной соответственно 10 и 20 см, ширина линии - 2 см. Цвет цифры должен быть контрастен к цвету диска.
9.2. При прохождении ворот судьи поднимают диски, соответствующие штрафу, полученному экипажем на данных воротах.
10. Дисквалификация.
10.1. Экипаж (команда) дисквалифицируются на данную попытку (этап):
· за опоздание на старт;
· при перевороте судна на короткой трассе (кроме эскимосского переворота);
· за непрохождение более 50 % ворот на короткой трассе;
· если снаряжение или судно не прошли техническую комиссию, либо в них после прохождения комиссии были внесены изменения, противоречащие настоящим Правилам или Положению о данных соревнованиях;
· если в момент финиша на длинной дистанции не весь экипаж находился на судне, либо судно находилось в перевёрнутом состоянии;
· за пересечение контрольного рубежа хотя бы одним участником;
· за нарушения в соревнованиях на длинной дистанции и по спасработам оговоренные Условиями.
10.2. Невыполнение требований п.п. 6.2.7., 6.2.11. и 7.1. может служить основанием для дисквалификации экипажа (команды) на данную попытку (вид) соревнований.
11. Обеспечение безопасности.
11.1. К соревнованиям допускаются суда только в технически исправном состоянии. Конструкция судна и его узлов должна позволять легко покидать судно и не наносить травм участникам.
11.2. При прохождении дистанции каждый участник должен быть в каске, спасжилете и, если это необходимо, в гидрокостюме.
11.3. Байдарка и каяк должны иметь непотопляемые емкости и при необходимости иметь обвязку.
11.4. Положением могут быть определены дополнительные требования к снаряжению участников и оборудованию судов.
12. Время прохождения дистанции.
12.1. Время прохождения дистанции измеряется:
· в командной гонке с момента старта первого до момента финиша последнего экипажа команды;
· в гонке экипажей с момента старта до момента финиша экипажа.
13. Определение результатов.
13.1. Результат экипажа (команды) в попытке на короткой дистанции, спасработах определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафных баллов в данной попытке. При подсчёте баллы переводятся во время (1 секунда соответствует одному баллу).
13.2. Результат команды (экипажа) в данном виде соревнований на короткой трассе определяется по результату лучшей попытки. Меньшему значению результата соответствует более высокое место. В случае одинаковых результатов в лучших попытках, меньшее место присуждаются команде имеющей меньше штрафных баллов, если это условие неприменимо, то меньшее место получает команда имеющая большее количество чисто пройденных ворот. Если все эти условия неприменимы, то команды получают одинаковые места.
13.3. В соревнованиях на длинной трассе и по спасработам могут использоваться и другие способы подсчёта результатов, учитывающие специфику соревнований и определяемые Положением и Условиями проведения. |