Итак: давайте посмотрим правде в глаза и признаем, что
пальма первенства англичанам, как «первооткрывателям» альпинизма в
принципе-то и не принадлежит. Тому есть масса свидетельств – как устных,
так и письменных. И если вышеупомянутые представители буржуазного
сословия надеялись, что никто об этом не вспомнит и не донесет до
широкой общественности, это было их жестокой ошибкой. Почему? Начну по
порядку:
Первым, кто решился на восхождение, убегая от недобитого мамонта, был
неандерталец по имени Иы Эыррг. До вершины горы он, правда, так и не
добрался, но, спасаясь от сонного птеродактиля, наспех нашел точку
экзита и совершил первый в мире и последний в своей жизни бэйс-прыжок.
Удачным это восхождение назвать, конечно, нельзя, но начало было
положено. К сожалению документальных свидетельств этого знакового
события в мире спорта не сохранилось, по причине того, что писать
питекантропы к тому времени уже умели, но, ни ручку, ни бумагу еще не
изобрели.
Вторым по официальным данным был титан из греков по фамилии Прометей,
который, совершив безверевочное восхождение в духе современного соло,
залез на гору Олимп (2919 м.) и спер огонь, весьма ценившийся в то время
на черном рынке Греции. Было возбуждено уголовное дело по факту кражи,
и, поскольку Прометей в то время был единственным альпинистом на весь
земной геоид, количество подозреваемых им одним и ограничилось. Зевс,
который любил людей, Прометея не убил, а всего лишь привинтил к скале на
самостраховку. Но, поскольку животных Зевс любил еще больше, он
приставил к нему орла, прилетавшего ежедневно залезать титану в печенки.
В ход пошли шлямбурные крючья от Гефеста. Можно считать его первым
производителем снаряжения для альпинизма.
Прецедент был, как говорится, создан и затем несколько восхождений
совершил Алкид Зевсович, также известный в народе под именами Геркулес и
Геракл. Товарищ он был сильный, но, в отличие от родителя, ни людей, ни
животных не любил, вследствие чего все его восхождения оканчивались
неудачно и для первых и для вторых. Так, оставаясь верным себе,
восемнадцатилетний Геракл залез на гору Киферон (1409 м.) и убил там
льва, кстати, не единственного в его послужном списке.
Гоняясь за киринейской ланью славный потомок Зевса совершил первый в
мире турпоход, дойдя от родных пенатов до земли гипербореев, что в нашем
понимании соответствует полярной части современной России.
В дальнейшем все тот же Геракл поднялся на гору Эриманф (ныне Олонос –
2118 м.), где выловил местную свинью и подложил ее местному царю
Эврисфею.
Также Геракл принял косвенное участие в первых спасработах в горах,
проведенных под чутким руководством Тезея. Его – гераклова – роль, как
спасателя, заключалась в избавлении от мук орла, которого на тот момент
уже тошнило от печени Прометея. Животнина это была редкая – еще бы –
птица возрастом в пару-тройку тысяч лет. Но Геракл со свойственной ему
циничностью застрелил его из лука, что позволило соратникам Тезея
отодрать от верхушки скалы вяленого Прометея. Полагаю, что, помимо
первых спасработ в горах, это было еще и первое восхождение в связках.
Также Геракл вошел в историю, как первый человек, не спустившийся с
вершины. Он поднялся на гору Эта, где по неосторожности сгорел в костре.
Хотя, до сих пор ходят слухи, что кое-кто будто бы видел, как он
перенесся на колеснице по воздуху на Олимп. В таком случае – он еще и
первый Параглайдер.
После такого наглядного примера весь прогрессивный древний мир стал
шастать куда ни попади, поэтому рассмотрим лишь знаковые моменты этого
процесса.
Во-первых – впереди планеты всей в плане альпинизма оказалось
духовенство. Монахи всех религий, верований и конфессий считали своим
долгом если не построить храм, то хотя бы водрузить часовню на верхушке
какой-нибудь горы, в чем можно узреть религиозно-прикладное значение
альпинизма, как набора технических приемов. Косвенным тому
подтверждением можно считать, кстати, небезызвестного Федора Иваныча
Вострикова, священника церкви Фрола и Лавра – он же отец Федор –
который, вооружившись одной лишь колбасой, не корысти ради в 1927 году в
одиночку залез на отвесную стену Дарьяльского ущелья.
Нельзя обойти вниманием и тот славный факт, что за 230 лет до этого
русский царь Романов Петр Алексеевич, пребывая в южной части Германии
совершил первое ночное соло-восхождение на гору Броккен (1142 м).
Надежда поучаствовать в шабаше не оправдалась, но в историю это событие
вошло как «хождение Петра на гору».
Далее следует эпоха официального появления и развития альпинизма,
которая не столь романтизирована, как описанная, поэтому и не затронута в
данном опусе. Но, тем не менее, она также интересна и увлекательна,
поэтому, возможно, будет описана в одном из следующих очерков.