Главная
 
Alpine RoseСреда, 04.12.2024, 10:11



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Главная страница
Информация о клубе
Каталог файлов
Гостевая книга
Каталог статей
Фотоальбомы
Форум
Блог Alpine Rose
Доска объявлений


Категории каталога
Статьи AlpineRose [22]
Тренировка [3]
Скалолазание [4]
Альпинизм [9]
Туризм [4]
Техника Безопасности [8]
Другое [3]
Технология Pro [10]
Спортивное ориентирование [3]
вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности, а результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков
Школа выживания [7]
Способы выживания в различных природных условиях

Мини-чат

Наш опрос
Чего Вам не хватает на сайте?
Всего ответов: 55

Главная » Статьи » Статьи AlpineRose

Даешь Технику туризма на новую высокую орбиту...
Уровень развития современного горного туризма предъявляет высокие требования к совершенствованию учебно-тренировочного процесса. Эффективное развитие современного горного туризма предполагает постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса. Это, как правило, связано с поиском новых путей, средств и методов улучшения подготовки туристов не только на этапе высшего мастерства, но и, главным образом на этапе спортивной начальной специализации, где закладываются основы перспективного роста результатов спортсменов.
Туризм представляет одну из уникальнейших возможностей комплексного решения воспитательных, образовательных и, что самое главное, оздоровительных задач. Причем, этот вид физических упражнений представляет огромные возможности в достижении целей физического воспитания, спорта, а также физической рекреации. \
Относительная простота освоения техники передвижения и специального снаряжения, а также широкий выбор маршрутов путешествий ставят горные походы на одно из первых мест среди других видов туризма.

За последние годы изучению вопросов связанных с технической подготовленностью туристов, уделялось определенное внимание, на что указывают в своих работах многие авторы (Д.Е.Розенблюм,1928; Н.Н.Аделунг,1950; А.П.Цикридзе,1969; R.Mendenhall, J.Mendenhall, 1969; А.Г.Нагорный,!970; R. Paragot,1974; А.И. Денисов, 1977; A.Greenbank,1977; J.Hauer, W.Kmd, V.Krause, 1977; А.М.Кошелев,1978; R.Berg,1981; H.Fuch,1981; Б.Маринов, 1981; В.Г. Стрелец, 1982; B.H. Орлов, 1984; M.L. Schmeer, 1984; В.Ф. Буйлен- ко, 1986; П.Т. Собенко, 1986; П.П. Захаров, 1986; В.Г. Цыганков, 1987; Р.К. Букалова, 1989; И.А. Дрогов,1989; А.В. Шевченко, 1991 и др.)
Специфика прохождения маршрута предъявляет высокие требования к функции вестибулярного анализатора, требует широкой координационной

подготовки связанной с сохранением, удержанием равновесия в сложных условиях различного горного рельефа и противодействия природы. В тоже время разработка средств и методов направленного развития вестибулярного анализатора и координационной подготовки носит принципиальный характер.
Современная научная методическая литература достаточно полно раскрывает вопросы техники, методики обучения совершенствования горных туристов, однако, специально посвященных изучению влияния вестибулярного анализатора и координационных способностей на техническую подготовленность туристов, а также методики их развития пока еще не являлись предметом достаточно глубокого внимания специалистов. В тоже время проблема построения учебно-тренировочного процесса с использованием средств и методов, позволяющих направленно развивать вестибулярный анализатор и координационные способности требует детального изучения и, безусловно, носит актуальный характер. Все отмеченное определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
В результате проведенного исследования доказано, что существует прямая положительная взаимосвязь технической подготовленности туристов, особенно при выполнении сложных двигательных действий, с уровнем развития функции вестибулярного анализатора и координационных способностей.
Целенаправленная тренировка функции вестибулярного анализатора положительно воздействует на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, ловкости и координации движений, способствует улучшению пространственно-временных ощущений туристов, улучшает мобильность нервных процессов.
Нами экспериментально подтверждена эффективность использования средств и методов направленного развития координационных способностей is процессе физической подготовки туристов в целях повышения успешности
овладения ими специфическими двигательными действиями в горном туризме. Выделенные в ходе исследования тесты для контроля за развитием координационных способностей могут быть использованы для педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе.
Результаты исследования, практические рекомендации данной работ'ы внедрены и успешно используются в учебно-тренировочной работе с туристами клуба "Траверс" Ставропольского высшего инженерного военного училища связи; Ставропольской краевой поисково-спасательной службой МЧС России; туристами клуба "Стрижамент" г. Ставрополя; горным клубом "Крокус" Ставропольского государственного университета; в подразделении специального назначения Управления ФСБ России по Ставропольскому краю; в подразделении СОБР УОП УВД Ставропольского края. Имеются акты внедрения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методика целенаправленного воздействия на вестибулярный аппарат и координационные способности туристов при обучении техническим приемам, выполняемым в условиях сбивающего воздействия через различные анализаторные системы в учебно-тренировочном процессе на начальном этапе.
2. Уровень технической подготовленности горных туристов в значительной степени зависит от направленного воздействия на функцию вестибулярного анализатора.
3. Безопасность туристов в горном походе находится в прямой зависимости от состояния технической подготовленности спортсменов, в частности, от уровня развития вестибулярной функции и координационных способностей.
Диссертация выполнена в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации- Концепции развития туризма в Ставропольском крае (1997-1998 гг.) и планом научно-исследовательской работы Комитета по физической культуре, спорту и туризму Правительства Ставропольского края (начиная с 1994 г.). Направление связано с обоснованием методик тренировочных занятий по горному туризму, обеспечением безопасности и оздоров-
ления населения.
К*
7
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Современное представление о технической подготовке как основе спортивного мастерства горных туристов.
Интенсификация тренировочных нагрузок в горном туризме и связанная с этим процессом необходимость роста физической и функциональной подготовленности спортсменов, выдвигает на одно из первых мест в учебно-тренировочном процессе качество технической подготовки, поиска новых ре- , зервов повышения уровня двигательной подготовленности туристов.
Вопросам теории спортивной техники посвящены работы ., В.М.Дьячкова (1966, 1967, 1972); Ю.В. Верхошанского (1968); Л.В.Чхаидзе ' (1970); Д.Д. Донского (1971,1972,1973); В.М.Зациорского (1969, 1970, 1979); . И.П.Ратова (1972); М.М.Богена (1985); А.Н.Лапутина (1986); В.Н.Платонова (1986); В.Н.Курыся (1991); и др.
Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение его . технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной ¦ борьбы или средством тренировки и доведения их до необходимой степени совершенства (Л.П.Матвеев, 1977). ¦
Техническое мастерство - высший продукт технической подготовки по образному выражению В.М.Дьячкова (1967), представляет собой своеобразные "входные ворота" для своей спортивной подготовки, поскольку в нем воплощены результаты всех сторон подготовки.
Техническая подготовленность по В.М.Зациорскому (1979) имеет две -стороны. Первая характеризуется: а) объемом специальных двигательных навыков; б) разносторонностью применения навыков; в) рациональностью техники. Вторая сторона технической подготовленности характеризуется: а) эффективностью; б) освоенностью техники.
ft}
8
Объем техники включает в себя общее количество технических действий, которыми владеет спортсмен. Объем техники подразделяется на общий и соревновательный объемы технической подготовленности. Разносторонность определяется как степень разнообразия двигательных действий спортсмена. Автор выделяет общую и соревновательную разносторонность. Рациональность техники включает в себя определение кинематических и динамических характеристик соревновательного движения и обуславливает достижение максимально высоких спортивных результатов.
Эффективность техники спортсмена определяется качеством владения ею и близость ее к наиболее рациональному варианту.
Освоенность техники спортсмена характеризуется:
- стабильностью параметров техники спортивных движений в стандартных, условиях;
- устойчивостью показателей техники и результата при изменяющихся условиях;
- сохранением двигательного умения при перерывах тренировочного процесса;
- автоматизированностью выполнения (В.М.Зациорский, 1979).
В.М. Дьячков (1967) пишет, что главными задачами процесса технического совершенствования спортсменов являются:
- достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов, повышение их эффективности в сложных соревновательных условиях;
- частая перестройка двигательных навыков, установление кинематики или динамики отдельных деталей навыков с точки зрения достижения современной науки и в соответствии с требованиями спортивной практики.
Процесс совершенствования техники состоит из двух частей: »
1. Усвоение знаний по спортивной технике (на основе данных динамической анатомии, биомеханики, физиологии).
2. Достижение высокого спортивного мастерства в технических приемах, характерных для каждого вида спорта при помощи специальных физических упражнений.
При планировании спортивно-технического совершенствования следует ориентироваться на следующие требования:
- создание прочной основы для спортивной техники (двигательных навыков в сочетании с двигательными качествами);
- воспитание точности движений;
- воспитание тонкого взаимодействия мышечных усилий с внешними и внутренними факторами при точном восприятии и оценке спортсменом ощущений пространства и времени (В.М.Дьячков, 1967).
Процесс технической подготовки - это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки (В.Н. Платонов, 1986).
Техническая подготовка горных туристов - это обучение их тактике движений, служащих средством тренировки и средством преодоления различных препятствий в горах. В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой туризма, совершенствует двигательные умения и навыки.
Вопросам технической подготовки горных туристов, альпинистов посвящены работы (К.А. Казаковой, 1950; В.М. Абалакова, 1950; Б.А. Гарфа, 1962; Б.Маринова,1981; Ю.А. Штюрмера, 1983; П.Т. Собенко, 1986;П.П. Захарова, И.А. Мартынова, А.И. Мартынова, 1988, Б.Л. Кашевника, 1989, и др.).
10
Техника вооружает спортсмена средствами преодоления скальных, ледово-снежных, крутых травянистых склонов, водных преград.
Подготовка горного туриста - многогранный, разносторонний процесс. В условиях спортивного похода техника раскрывает принципиальные вопросы выбора оптимального пути, условий и средств, исходя из квалификации .и подготовленности спортивной группы (П.Т. Собенко, 1.986).
В технической подготовке туристов нет первостепенных и второстепенных элементов. Все они важны в равной степени, так как именно техника передвижения и страховки - главное в обеспечении безопасности участников туристических походов (В.И.Ганопольский, 1987).
Вся деятельность в горном туризме протекает в постоянно меняющихся условиях. Технические приемы приходится выполнять в условиях жесткой борьбы с природой. От горного туриста требуется ловкость, быстрота, точность движений, чего невозможно достичь без высокого уровня деятельности центральной нервной системы, обеспечивающей выполнение сложных двигательных актов. Разнообразность и сложность действий в туристском походе предъявляет высокие требования к развитию выносливости, быстроты, силы, ловкости, повышает требования к сенсорным системам и требует выдержки, решительности, смелости.
Все это говорит о том, что туристы должны в достаточной степени владеть техническими и тактическими навыками, иметь хорошую физическую и волевую подготовку. Для этого необходима круглогодичная тренировка с приоритетным содержанием физической и технической подготовки.
1.2. Средства и методы технической подготовки горных туристов.
Техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки (Ф.П.Суслов, С.М.Вайцеховский, 1993).
11
Техническая подготовка является основой мастерства горных туристов и занимает ведущее место в системе спортивной тренировки (Е.А.Казакова, 1950; В.М.Абалаков 1958; И.В.Юхин, 1969; А.Г.Нагорный, 1970; R. Paragot, 1974; J. Hauer, W. Kind, V. Krause, 1977; Б.Маринов, 1981; В.Г.Стрелец,1982; П.Т.Собенко, 1986; В.Ф.Буйленко, 1986; В.Г. Цыганков, 1987; П.П.Захаров, Т.В.Степенко, 1989; А.В.Шевченко, 1991).
Техника туризма представляет собой совокупность специальных приемов, используемых спортсменом - туристом в различных сочетаниях для достижения поставленной цели (В.Г. Варламов, 1979). Он подчеркивает, что техническое мастерство характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми овладевает турист, а также умением эффективно применить их в условиях туристских походов, уметь преодолевать перевалы, двигаться без троп, по азимуту, преодолевать технически сложные участки с рюкзаком за плечами.
Средства технической подготовки - физические упражнения, которые подразделяются на четыре группы: а) общеподготовительные; б) вспомога- тельные; в) специально-подготовительные; г) соревновательные. По мнению ,В.Н. Платонова (1986) в технической подготовке применяются все известные методы спортивной тренировки. Наиболее распространены повторный метод, а также все варианты соревновательного и игрового методов. Они способствуют повышению устойчивости двигательных навыков к влиянию сбивающих воздействий среды:
- методы разносторонней подготовки;
- методы предварительных упражнений;
- методы подкрепления двигательных навыков;
- методы развития подвижности двигательных навыков;
- методы приспособления двигательных навыков к влиянию внутренних и внешних условий;
12
- методы совершенствования анализаторов.
Говоря о совершенствовании анализаторов В.М.Дьячков (1972) пишет, что для повышения эффекта двигательной деятельности спортсмен должен уметь использовать различные анализаторы (двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой). Это имеет важное значение для повышения устойчивости двигательного навыка.
Б.А.Михайлов, А.А.Федотова, Ю.Н. Федотов (1985) отмечают, что целью тренировки в технике горного туризма является формирование и совершенствование специальных двигательных навыков, доведение их до высшей степени автоматизма и адаптации к внешним и внутренним условиям туристской деятельности. Авторы приходят к выводу, что процесс совершенствования двигательных навыков базируется на основных принципах спортивной тренировки: всесторонности, повторности, постепенности, сознательности, индивидуализации, систематичности. Проявление этих принципов в совершенствовании двигательных навыков имеет некоторый специфический хь-рактер.
Г.Хубер (1980), В.К.Винокуров, А.С.Левин, И.А.Мартынов (1983),' П.П.Захаров, А.И. Мартынов, И.А. Мартынова (1988), В.Н.Ганопольский (1987), и другие авторы отмечают важность техники для проявления тактических возможностей туристической команды в спортивном походе.
Г.Н.Васильева (1960), Ю.Гранильшиков, С.Вейцман, В.Шимановский (1966), В.Г.Варламов, (1979), Б.А.Михайлов, А.А.Федотова, Ю.Н.Федотов, (1985), П.И.Лукоянов, (1988), связывают повышение технико-тактического мастерства туристов с уровнем развития физической подготовленности и с учетом их морфофункциональных особенностей.
Многие авторы пишут, что в процессе совершенствования технического мастерства большое влияние следует уделять развитию ловкости, коордн-
I*;
13
нации движений, быстроте реакции. Так П.Т.Собенко (1986) показал, что горным туристам с высоким развитием ловкости свойственна и более высокая эффективность выполнения технико-тактических приемов, сложных в координационном отношении. Автор рекомендует комплекс тренировочных упражнений, направленных на развитие ловкости, в который включены как неспецифические упражнения, так и специфические, обладающие сопряжен--ным воздействием. Он рекомендует применение средств для развития общей и специальной ловкости туристов, но при этом не ставится задача направленного развития функции вестибулярного анализатора, решение которой может существенно ускорить развитие координационных способностей, а также м становление технического мастерства, что доказано в других видах cnopia (К.Коханович, 1981; С.Н.Никитин, 1990 и др.).
Наиболее распространенными средствами развития координационных способностей являются упражнения из раздела акробатики, спортивных игр, гимнастики на снарядах и без снарядов. На это указывают в своих работах (В.А.Благовещенский, 1944; А.М.Кошелев, 1978; Г.В.Варламов, 1979; П.Т.Собенко, 1986). Но, чтобы овладеть техническими приемами, необходимо иметь высокий уровень развития анализаторных систем, в том числе и вестибулярного, на что в настоящее время авторами обращается явно недостаточное внимание.
Требования к спортивным походам постоянно возрастают. Тенденции развития горного туризма выдвигают на первый план задачу подготовки классных спортсменов, чье технико-тактическое мастерство, физическая и психологическая подготовленность будут отвечать темпам развития тактической мысли.
М.А.Балабин (1988) считает, что первостепенное значение для безаварийности туристского похода имеет физическая, техническая и тактическая подготовленность участников. Трудно рассчитывать, что туристы, не обла-
14
дающие достаточной физической подготовленностью, могут в совершенстве овладеть техническими приемами и тем более успешно осуществлять тактику движения на маршруте.
Как показывает опыт, от современного туриста требуется высокая техническая оснащенность, умение мгновенно оценивать складывающуюся в горах ситуацию и принимать правильное решение. Многие специалисты, в том числе и зарубежные, подчеркивают, что технико-тактические действия, оснащенность, приобретаются туристом на начальном этапе обучения. Но в тоже время мы не обнаружили работ, где техническое совершенствование связывалось бы с направленным развитием функции вестибулярного анализатора и координационных способностей. Поэтому разработка средств и методов физической подготовки туристов, связанных с повышением уровня работы вестибулярного анализатора и координационных способностей, обусловливающих уровень развития координационных способностей, носит актуальный характер.
1.3. Понятие, структура и оценка координационных способностей, их взаимосвязь с другими физическими качествами и двигательными навыками.
В буквальном переводе с латинского " координация" (со - совместно и ordinatio - упорядочение) - это взаимосвязь, согласование, сочетание, приведение в соответствие. В литературе существует много определений координации движений, каждое из которых, наряду с общим смыслом, отражает, особенности того вида деятельности, на основе которого оно было сформулировано. Тем не менее, ряд специалистов считают наиболее универсальным, ближе прочих подошедшим к деятельной сути понятия "координация движений" с точки зрения спортивной деятельности считает определение данное НА. Бернштейном (1947). Он пишет, что координация движений есть пре-
15
одоление избыточных степеней свободы движущегося организма, т.е. превращение его в управляемую систему.
Д.Д. Донской (1973) указывал, что это определение не отражает такой важнейшей для практики стороны координации, как качество выполнения задания. Он подчеркнул, что координация движений, прежде всего, содержит в себе критерий (показатель) качества системы движений, и целесообразность, и соответствие задаче и условиям. Причем, качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия.
Нам кажется, что наиболее четким и содержательным в настоящий ме-мент можно считать определение Н.А. Бернштейна, уточненное и дополненное Д.Д. Донским. Именно этот синтез в нашей дальнейшей работе будет определять суть понятия "координационные способности".
Сейчас в спортивной науке практически на равных правах существуют два термина: "ловкость" и "координационные способности" (Ф.П.Суслов, С.М.Вайцеховский, 1993).
Поэтому с целью возможно большей конкретности мы сочли необходимым подробно остановиться на вопросе взаимоотношения этих двух понятий.
Среди специалистов, в той или иной степени касающихся в своих работах этой проблемы, довольно четко просматривается деление на два крупных направления. Представители первого (Н.К. Меныпиков,1964,1975; Н.А. Минаева, 1973; Л.П. Матвеев, 1977; В.И. Лях,1983, 1987 и др.) в структурном плане ставят "ловкость" выше "координационных способностей", считая, соответственно, первую из них более общим понятием и отводя координации роль одной из частных форм ее проявления.
16
Приверженцы второго направления (Е.П.Ильин, 1982,1983; В.Н.Платонов, 1986; Ю.В.Верхошанский, 1988 и др.) считают координацию первоосновой.
Проанализировав и сопоставив факты, приводимые в указанных выше работах, мы пришли к выводу о большей перспективности второго направления, в котором координационные способности рассматриваются как характеристика возможностей спортсмена к эффективному решению двигательной задачи, посредством рациональной организации мышечных усилий.
Поэтому нам представляется целесообразным в дальнейшей работе использовать только понятие "координационные способности" как основное в системе управления движениями человека.
В горном туризме координационные способности зависят от комплекса физических качеств и функций, которые отчетливо проявляются в туристской деятельности. Успешность такой деятельности определяется многообразием качеств, обеспечивающих оперативность принятия решения и реализации технических приемов при различных сбивающих факторах и условиях временного дефицита. Создание "фундамента" для овладения технико-тактическим мастерством включает в себя приобретение широкого круга двигательных навыков, умений и совершенствование такой функции, как координационные способности.
Важность этого сложного качества подчеркивали многие авторы (Бернштейн НА., 1946, 1947, 1966, 1991; Gilewiez Z., 1950, 1964; Фарфель В-.С, 1960; Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 1967,1970; Дьячков В.М., 1967; Fidelus К., 1969; Mainel К., 1967; Янанис СВ., 1969, 1985; Зациорский В.М., 1967, 1976; Кожевникова З.Я., 1971; Филиппович В.И., 1973, 1980; Аджарии Б.А., 1979, 1990; Лях В.И., 1979, 1983; Филин В.П., Фомин Янанис СВ., 1969, 1985; Зациорский В.М., 1967, 1976; Кожевникова З.Я., 1971; Филиппович В.И., 1973, 1980; Ашмарин Б.А., 1979, 1990; Лях В.И., 1979, 1983; Филин
17
В.П., Фомин Н.А., 1980; Туревский И.М., 1980; Коханович К.., 1981; Никитин С.Н., 1990 и др.) занимаясь проблемой систематизации знаний о нем, определением его места в системе управления движениями, а также его ролью в учебно-тренировочном процессе.
Наиболее точным отражением уровня координационных способностей, по определению Н.А. Бернштейна (1991), является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановки. Его фундаментальная работа "О ловкости и ее развитии" не только дает представление о сложности и многогранности этого психофизиологического качества, но и определяет направления в его изучении и развитии.
СВ. Янанис (1985) предлагает понимать ловкость как способность человека справиться с ранее неподготовленной, новой двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво. Или короче - способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях.
Н.В. Зимкин (1975) характеризует ловкость как способность.человека к осуществлению сложных в координационном отношении двигательных актов, как "способность переключаться от одних, точно координированных движений, к другим" и как способность к созданию новых двигательных актов в короткий промежуток времени в связи с изменяющейся обстановкой. По мнению F. Chepp (1964), следует делать акцент на том, что ловкость позволяет ориентироваться в окружающей обстановке и своевременно принимать необходимые решения, иначе говоря, она выступает как способность к двигательной адаптации.
Д. Харре (1971) расширяет представление о ловкости и понимает ее как способность человека овладевать сложными двигательными действиями, быстро изучать и совершенствовать спортивные достижения и применять навыки .

Категория: Статьи AlpineRose | Добавил: Makarov_Dmitriy (16.12.2007)
Просмотров: 1700 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz