Техника горных маршрутов
Предисловие
Данная книга родилась в горных походах и предназначена для туристов,
альпинистов, производителей походного снаряжения, для всех
интересующихся горным спортом. Возможно, она будет полезна и людям,
профессионально работающим в походных условиях: геологам, геодезистам,
гляциологам, создателям военного снаряжения и т.п. Она посвящена
конструкциям технических средств походного снаряжения, вопросам их
использования, техническому анализу особенностей процессов похода,
включая и подготовку к походу. По содержанию и "укладке" материала книга
не была задумана как учебник. Она, скорее, является дополнением к
учебникам для более глубокого изучения отдельных предметов. С ее помощью
и новички, и опытные туристы смогут углубить свои знания. Автор
старался не излагать вопросы, изложенные в других изданиях, обширная
библиография которых приведена в конце книги. Поэтому некоторые статьи
книги написаны для подготовленного читателя.
Конечно, автору не удалось охватить все многообразие технических
средств альпинизма и горного туризма, не удалось избежать определенной
"лоскутности" изложения (несвязности отдельных статей книги). Поскольку
туристам приходится брать с собой весьма "пестрый" по составу и
функциональному назначению комплект различных предметов и "комплекты"
различных приемов: технических, тактических, организационных... Но эта
"лоскутность" является не только недостатком, но и достоинством книги,
т.к. позволяет читать различные ее главы и статьи без изучения других
глав и статей, по мере надобности или проявленного интереса.
Автор ставил в качестве главной цели передать технический опыт по тем
вопросам, которые, как казалось, были известны автору, и не были
достаточно хорошо отражены в других изданиях.
Автор постарался логически связать материалы книги общими требованиями к
комплекту технических средств обеспечения горного похода и восхождения,
а также "техническим взглядом" на рассматриваемые предметы и процессы.
Под этим подразумевается умение увидеть цели, назначение предмета или
процесса, динамику их использования в походе, средства, которыми цели
будут достигнуты, умение проанализировать предмет или процесс (разложить
на составные части, увидеть отдельные "детали" и приемы, технологию
производства или выполнения). А также умение "синтезировать" предмет или
процесс, т.е. объединить его части так, чтобы он эффективно
соответствовал своему назначению. Эти принципы заложены в подтексте и
автор постарался изложить то, что является новым, важным, что позволяет
правильно понять природу данного предмета или процесса. Автор выражает
свою точку зрения, свой взгляд, стараясь подкрепить его аргументами на
основе многолетнего опыта инженера, горного туриста, изобретателя.
Читатель вправе согласиться или не согласиться, - целью любой книги
является навести на размышление.
Автор выражает благодарность и признательность всем, чья помощь помогла
при подготовке книги, прежде всего мастерам спорта Г.Н.Худницкому,
Б.Л.Кашевнику и Ю.Н.Федотову, а также Б.Л.Свету.
Книга была написана в 1997 году, но она не была издана по вине
издательства "Лань" и лично О.В.Смирновой (коммерческого директора этого
издательства), которая грубо нарушила условия авторского договора и в
течение трех лет не издавала книгу, имея на нее эксклюзивные права. Для
издания книги после истечения срока действия этого договора автору
пришлось подготовить ее новое издание, которое и предлагается читателям
(техника не стояла на месте, и многое успело измениться).
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
С чего начать?
(статья в первую очередь для тех, кто собирается в горы первый раз, но и для остальных тоже)
Горный спорт - туризм и альпинизм, - это не только элемент физкультуры и
спорта и не только элемент самоутверждения и самовыражения тех, кто им
занимается. В нем можно найти и это, и много большее. Очень многое в нем
определяется понятием "путешествие". Оно - знакомство, изучение и
овладение навыками жизни в новой среде, в мире гор, это САМООБРАЗОВАНИЕ,
самопознание, удивительные встречи и находки. Не случайно в горы
стремятся люди, тяготеющие к активному самообразованию: студенты, люди
науки, культуры и творчества. Подсознательно они понимают, что человек
тем внутренне богаче, чем большую часть мира он может "вобрать в себя",
окунувшись в этот мир. Природа гор предоставляет уникальные возможности:
в течение одного дня можно пройти многие природные зоны Земли, - от
вечных льдов до субтропиков. Горы лишены однообразия, в определенной
степени свойственного равнинам степей, пустыни, моря, закрытости обзора
равнинных лесов. В движении виды гор и впечатления от них меняются с
калейдоскопической быстротой. Они имеют очень сложную внутреннюю
"конструкцию" из комбинаций многочисленных элементов. Поэтому не
случайно представители ВСЕХ видов туризма ищут и находят в горах свои
пути преодоления. Горы зовут лыжников, водников, спелеологов,
велосипедистов, автомобилистов ... Походы и восхождения - это и
прекрасная психологическая разрядка, снятие стрессов, зарядка бодростью,
силой, свежими мыслями и впечатлениями. Они дарят физиологическое и
моральное очищение. Горы - это яркий, прекрасный, активный "КУСОК
ЖИЗНИ"! Попробуйте себя в горах и, если понравится, - продолжайте!
Наиболее простой первый шаг в горы - путешествие в виде экскурсий,
коротких походов выходного дня, а затем - по туристским путевкам
плановых туристских маршрутов. Это даст первые впечатления. Если вы в
них не очень нуждаетесь - сразу же ищите туристскую или альпинистскую
секцию или клуб: на своем предприятии, на предприятиях своих знакомых, в
своем городе, в соседних городах. Где-то рядом, иногда в соседнем доме,
регулярно собирается компания единомышленников, которые планируют
дальние походы, тренируются, которым близко тепло их коллектива, тепло
их костра и призывной песни под гитару. И если вы считаете дело, которым
они занимаются, и своим делом, большим и важным, вы быстро станете
"своим человеком" в этом коллективе. Не стесняйтесь: вас сразу поймут,
когда вы скажете: "Я очень хочу пойти в горы!" Но если сказали - от
учебы и работы не уклоняйтесь. Вам воздастся.
Помните - у каждого свой уровень, достижимый с помощью не только
желания, но и возможностей. Соревнуйтесь только с теми, кто стоит на
вашем уровне, но не много выше или много ниже. Молодые в силах
увеличивать свои возможности и удовлетворять желания, но делать это надо
постепенно, решая посильные задачи. С возрастом надо уменьшать "уровень
спортивности" (сложности препятствий, нагрузки) в сторону большей
познавательности, осмысления, раскрытия творчества, обучения молодежи
(если набран достаточный опыт).
Грань между спортом путешественников - горным туризмом и спортом
горовосходителей - альпинизмом, конечно, в чем-то достаточно
определенна, а в чем-то почти неосязаема. Эти виды достаточно близки,
как, например, прыжки в длину и в высоту в легкой атлетике.
Соответственно целям и задачам несколько различаются тактика, оснащение,
подготовка, удельный вес различных препятствий. Например, у альпинистов
больше скального рельефа, у горных туристов - снежно-ледового и
комбинированного (сочетающего скалы, снег лед...). Обычно спортивные
туристы действуют более автономно, чем альпинисты, без опорной базы
(спас отряда на базе) и без группы поддержки. Альпинисты же обычно
совершают восхождения из базового лагеря, выставляют наблюдателей.
Различна и системы организации, имеющие разную предысторию, которая
определялась не только ведомственными причинами, но и спецификой этих
видов, различными возможностями (например, по обеспечению безопасности).
В настоящее время наблюдается известное сближение отечественного
альпинизма и горного туризма, - не столько организационное, сколько по
их "внутреннему содержанию". Альпинисты, потерявшие многие стационарные
базы, создают временные выездные базы (лагеря), жизнь в которых
приближена к условиям жизни в дальних горных походах. Туристы стали
активно включать в маршруты походов восхождения на вершины и высотные
траверсы хребтов. Открылись возможности совершать походы и восхождения в
зарубежных горах.
С другой стороны, походы и восхождения стали весьма дорогим
"удовольствием", стали (как и на Западе) элитарными видами спорта. Резко
упала массовость. Это сложный качественный переход, за которым должен
последовать подъем на новый уровень развития.
В результате развития отечественного туризма и альпинизма накоплен
УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ обучения кадров, организации походов и восхождений,
достигнут существенно более высокий уровень развития техники горного
спорта. Исследованы все районы "больших гор" страны (т.е. гор,
обладающих всеми элементами гор альпийского типа), а также районы "малых
гор": Урала, Саян, гор Восточной Сибири, Камчатки... Покорены и описаны
тысячи ранее неизвестных вершин и перевалов. Задача туристского актива и
ветеранов в настоящий, трудный момент состоит в том, чтобы сохранить
накопленный опыт, воспитать новые кадры, которые дадут жизнь новым
поколениям путешественников и восходителей. Задача новичков - изучить и
творчески воспринять этот опыт, взять и сохранить из него все лучшее и
подняться до своих новых высот умения, знания, покорения. Нерешенных
проблем в горах еще хватит надолго. Даже покоренную вершину можно
покорить по другому маршруту, или в качественно других условиях
(например, зимой или в межсезонье), - это уже будет другая вершина.
Если же опыт будет утрачен, - последующим поколениям придется начинать с
начала, на более низком уровне развития, а это всегда труднее, требует
"нового открытия уже известного" и связано с немалыми потерями времени,
потерями человеческой крови и жизней.
Этот кризис в развитии горного спорта - не первый. Так, перед Великой
Отечественной войной репрессии и директивы "стерли" системы
организованного туризма и альпинизма в СССР. Война заставила создать
военную систему организации и обучения альпинизму, системы баз. Туризм
возродился своим путем. После сильного всплеска аварийности в 1959-1960
г.г. (когда число погибших в самодеятельных походах превысило 100
человек) была сделана попытка директивным путем "закрыть" спортивный
туризм. В следующем году аварийность увеличилась еще в 2 раза! Это
характерный момент развития: когда общественный процесс (или все
общество) вырастает из старых организационных рамок, его уже нельзя
удержать в этих рамках или запретить. Надо на основе существующего опыта
изменить эти "рамки", существенно улучшить систему организации,
управления, обеспечения. "Культурный" подход к тому или иному
общественному явлению должен исключать необоснованные запреты или
навязывания определенных правил и действий. "Обоснованность" запретов
должна касаться тех сторон, которые связаны с возникающими опасностями
(риском) и уровнем достигнутой подготовки, который позволяет этих
опасностей избежать (конечно, в определенных пределах). Необоснованные
запреты и осуждения любой полезной деятельности, - это организационное
бескультурье, последствия которого разрушительны.
Нынешний кризис развития туризма и альпинизма связан с кризисом всей
общественной системы. Этот кризис должен быть преодолен, и он будет
преодолен. Общественная жизнь не может быть богатой, общество не может
быть развитым, если в нем нет места таким общественным явлениям как
развитые спортивный туризм и альпинизм ... НАШЕГО опыта у западных
альпинистов и туристов нет (так же как и у нас - их опыта), поэтому нам
надо продолжать движение "по своей колее", - тогда мы сможем и не
отстать и правильно воспринять чужой опыт. Свои достижения всегда
"поднимают планку”, а вот следование только "по чужим стопам” — это
"плетение в хвосте”. Конечно, это вовсе не означает, что надо
пренебрегать опытом других или не признавать чужие достижения, но
основой развития является всегда свой опыт, а не чужой. И все лучшее из
мирового опыта можно взять, только изучив посредством собственной
практики.
Можно заметить, что отечественный альпинизм и горный туризм в
определенной мере "дополняли" друг друга. В условиях страны с огромным
населением система государственного альпинизма, имеющая в разное время
немногим более 10-20 стационарных альпинистских лагерей (баз), не могла
обеспечить "всех желающих", да и не всем нужны были занятия альпинизмом
на уровне высоких спортивных разрядов, не всем нужно лезть на рекордные
стены...
Спортивный горный туризм предоставлял возможность занятия альпинизмом в
"доступной" и познавательной форме походов через перевалы для изучения
горных районов без "привязки" к базовым лагерям. Горный туризм позволил
увеличить массовость "приобщения к горам": по известной статистике
70-80-х годов число туристов-разрядников превышало число альпинистов в
несколько раз. К примеру, в Ленинграде в середине 80-х годов это
соотношение составляло примерно 1:10 при количестве действующих
альпинистов примерно в 2-2,5 тыс. человек число действующих горных
туристов-разрядников составляло 22-26 тыс. человек. Немало горных
туристов становилось альпинистами, а опытные альпинисты активно обучали
горных туристов. Сейчас становится ясно, что и альпинизм, и горный
туризм будут продолжать развиваться в нашей стране, активно помогая, и
дополняя друг друга. Здесь необходим режим плодотворного сотрудничества и
"взаимного обогащения" кадрами и информацией. И, конечно, необходима
взаимопомощь на горных маршрутах.
Обретение среды: глубинный смысл походов
Туристские походы и восхождения являются прекрасным средством
образования и самообразования. Но надо видеть в них и нечто большее: они
способны дать не только знания и навыки, но и КАЧЕСТВЕННО изменить
человека путем обретения им НОВОЙ СРЕДЫ. Качественное изменение человека
состоит в подъеме его возможностей, способностей, эмоций, понимания и
восприятия действительности на новые, более высокие уровни, а также в
открытии и развитии для себя новых видов деятельности, устремлений,
граней таланта... Человек преобразуется как путем усовершенствования,
углубления в привычную среду и в знакомые ему виды деятельности, так и
при обретении новой среды и новых видов деятельности. Человек существует
как бы в четырех "больших" средах. Первая, главная среда — "чисто"
природная. Природную среду мы обретаем через взаимодействие с процессами
и объектами природы. Она, конечно, включает и остальные среды, но из
нее условно можно выделить три "Среды человека":
— ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА - это люди и их отношения... Конечно, среда эта -
огромный и разнообразный мир. Чего стоит, например, один из элементов
этой среды, - КАПИТАЛ, как отношение людей в процессе
производства-потребления (включая накопление, и такую интересную "грань"
между производством и потреблением, как "распределение", и все
манипуляции на стыках этих отношений)... Человеческую среду мы обретаем
через взаимодействие, общение с другими людьми
— ОЧЕЛОВЕЧЕННАЯ СРЕДА - природная среда, измененная деятельностью
человека. Сюда, в частности, входит и техника, - дома, машины, одежда...
И входит технология, - управляемые человеком природные процессы.
Фактически сюда же входит и «живая» очеловеченная среда, - домашние
животные и растения, которые человек использует в своей жизни.
Очеловеченную среду мы обретаем через взаимодействие с предметами и
явлениями преобразованной человеком природной среды (живой и неживой)
— ЧЕЛОВЕК - сам по себе и для себя, конкретный, - является "четвертой
средой", включающей его знания, навыки, представления, культуру
поведения и т.п...
Конечно, эти четыре огромных мира неразрывно связаны, частично вложены
друг в друга, находятся в постоянном взаимодействии, изменении,
развитии. Есть особенности развития каждой из этих сред, которые надо
видеть и как опыт человечества, и как опыт конкретного человека. Каждая
из этих сред по-своему безгранична, но каждая из них имеет свою границу
познанного, достигнутого и человеком и человечеством. Упорное стремление
приводит человека к этой границе и позволяет раздвинуть ее, познать
новое и открыть новые неизведанные горизонты.
Каждая среда имеет свою стихию: мощные силы, - непредсказуемые,
непонятные, опасные и неуправляемые. Умение преодолеть стихию начинается
с ее изучения, осознания и понимания.
Но стихийные процессы возникают и при взаимодействии разных сред, - в
результате их плохой совместимости.
Здесь отметим: поход, восхождение дарят человеку СОВЕРШЕННО НОВУЮ среду,
не только природную, но и человеческую и очеловеченную. И через
взаимодействие с этими средами появляются уникальные возможности для
преобразования внутренней среды человека. Это преобразование начинается с
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ сред друг к другу, исключения опасной несовместимости
сред. Борьба, движение, взаимодействие, а также связанные с ними
элементы риска происходят наиболее интенсивно на границах сред. Здесь
наряду с естественными, предсказуемыми процессами могут возникать и
вовсе неестественные, неблагоприятные явления, связанные с
несовместимостью сред. Это одно из проявлений стихийных сил. К примеру,
плохая проработка маршрута - это уже несовместимость человеческой и
природной среды. А плохая подготовка отдельного участника, - это плохая
совместимость его "внутренней среды" с остальными средами. Возникновение
опасности обычно связано с наложениями критических (необычных или
сильных проявлений) различных сред.
Настоящая книга посвящена в основном "очеловеченной среде" - снаряжению
для горных походов и восхождений, а также вопросам взаимодействия этой
среды с человеком, т.е. "технике" и "технике использования" с учетом
свойств, особенностей природной среды. Конечно, в контексте затронуто и
много других вопросов.
Люди будут стремиться в горы ради познания и самопознания, ради
саморазвития и еще много для чего. В свое время наши "прапредки" вышли
из моря и, обретя новую среду на суше, эволюционным, еще неосознанным
путем двинулись к человеческому пониманию мира. Этот путь и сейчас
осознан еще в очень малой степени. Но кажется уже ясным, что в будущее
время человек не выживет как биологический вид, если не освоит глубины
океана, не выйдет на другие планеты, если не защитит от себя
естественную природную среду и не сумеет ее преобразовать для себя на
качественно новых ступенях развития техники. Да, обретение новой среды
требует и огромных затрат энергии и риска, и жертв, но по-другому
нельзя: биологические виды, плохо приспособленные к "смежным" средам или
к изменениям среды в природе не выживают. Человек - не исключение, хотя
в отличие от животных он и имеет мощные защиты в виде человеческой,
очеловеченной и внутренней среды. Они его не всегда защищают эффективно,
а возможности их по сравнению с дикими силами природной стихии всегда
надо оценивать достаточно скромно.
Человек - сложнейший ПРОЦЕСС природы. И обрести себя, и защитить себя он
может только в активном движении через окружающие среды и через
обретение новых сред. Чтобы существовать и развиваться он должен плыть в
океан, взлетать в космос... он должен идти в горы! При этом, понимая,
что Среда находится в постоянном изменении, что надо стремиться
сохранить ее благоприятные, ценные качества, беречь ее и улучшать. Это
относится и к внешним средам человека и к его внутренней среде ...
40 лет водил Моисей свой народ по "пустыне”, учил жить в новых условиях,
преодолевая трудности и лишения. И народ этот возвысился и преодолел
свое рабство не тем, что "за 40 лет умер последний раб" и якобы
народилось "новое поколение". Нет! Народ этот преодолел рабство тем, что
сумел овладеть "пустыней”, сумел научиться жить в новых условиях! Он
овладел новой средой и научился жить по-новому. Величие подвига в этом, а
не в массовом "умерщвлении рабов"... Таким видится автору вывод этой
мудрой легенды. Смерть – не «выход из рабства». Выйти из рабства можно
только движением жизни.
Тренировочный процесс
Тренировочный процесс должен быть МНОГОГРАННЫМ: пробелы в том или ином
виде подготовки говорят о том, что вы еще не вышли "на уровень". Очень
важно правильно поставить его с самого начала, прежде всего, правильно
поставить технику. Переучиваться при устойчивом обретенном навыке будет
сложнее. Например, любой бег (и тренировочный, и спортивный) должен быть
очень мягким, с носка стопы, едва касаясь земли пяткой. Пусть вначале и
не очень быстрый бег. Жесткий, "шлепающий" бег - это не только напрасно
затраченные силы, но и вред для здоровья: удары от ног передаются на
внутренние органы, которые иногда "кричат" об этом (например, "нытьем в
боку"), а иногда "страдают молча", платя потом расстройствами или общим
ухудшением самочувствия. С самого начала надо гнаться не за
результатами, а за правильной техникой. Особенно это важно при занятиях с
детьми: детский организм не очень силен и вынослив, нагрузки на него
должны быть очень дозированными, но детский организм очень восприимчив,
его легче обучить и обучить надо правильно. Результаты появятся позже,
при увеличении общих физических возможностей и отточенной технике.
Тренировочный процесс стимулируется и поднимается на более высокий
уровень:
подготовкой и участием в соревнованиях по указанным ниже дисциплинам
четкими целевыми установками на достижение как ближайших, так и
перспективных результатов (не столько в плане повышения спортивных
показателей: секунд, очков..., сколько в плане обретения практических
навыков: умения бегать, ходить на лыжах, ориентироваться, работать с
веревкой и т.п.)
введением элементов игры и фантазий с дальними целевыми установками:
на совершение интересных путешествий, уровень которых будет расти вместе
с ростом уровня подготовки. С выходом в поход, на восхождения,
тренировочный процесс не прекращается, а активизируется. Можно условно
выделить несколько основных направлений тренировочного процесса.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА должна дать общее укрепление организма, его
способность выдерживать значительные нагрузки, силу, выносливость (в том
числе, силовую выносливость, скоростную выносливость), быструю
адаптацию к нагрузкам (в том числе в высокогорье), повышенные
динамические качества: ловкость, быстроту движений. Развитие этих
качеств достигается занятиями (на выбор) по легкой атлетике (прежде
всего, бегом), лыжам, велоспорту, спортивному ориентированию,
гимнастикой, силовыми упражнениями, подвижными играми (баскетбол,
волейбол), скалолазанием. Тренировки по общефизической подготовке (ОФП)
должны быть особенно регулярными, вошедшими в привычку. Они бывают
разные. "Малые" тренировки - это утренняя гимнастика, разминки в паузах
на работе (в школе), быстрая ходьба вверх и вниз по лестнице через
ступеньку (не пользоваться лифтом, должно стать привычкой). Эти
"тренировки" должны естественно вплестись в стиль поведения. Они не
требуют особых затрат времени, но общую двигательную активность и тонус
организма повышают. Надо стараться не избегать активной физической
работы на свежем воздухе и ее рассматривать как тренировку. Такие
"малые" тренировки каждый должен найти себе сам, используя свои условия
жизни: этаж, лестницу, горку, обычные отрезки ходьбы на учебу, на работу
и т.п. Более мощной является тренировка, проводимая 2-4 раза в неделю
(а некоторыми, и ежедневно): пробежка на скорость с волевым и силовым
"нажимом" в течение 30-60 минут (и более) с последующей разминкой. То же
можно проделать на лыжах, на велосипеде. Разминка дополняется (после
разогрева бегом) упражнениями на развитие ловкости: на гимнастических
снарядах (на шведской стенке, на бревне, лазанием траверсом по стенкам
домов и заборам), на развитие вестибулярного аппарата (упражнения на
равновесие: ходьба по бревнам, перекладинам, по тросу). И упражнениями
на развитие силы (подтягивание на перекладине, передвижения в висе, в
упоре, различные отжимания, силовые перевороты на перекладине), развитие
скоростных качеств (беговые рывки, прыжки, метания, мяч, скакалка и
т.п.), на улучшение координации движений (усложненные упражнения из
связок различных движений с нагрузкой различных групп мышц, как в
аэробике). Коллективная тренировка увеличивает возможности: после
разогрева разминка дополняется подвижной игрой с мячом, в пятнашки и
т.п. В выходные дни эти тренировки совмещаются с выездами на природу.
Здесь длительность тренировки увеличивается до нескольких часов, и
занятие делается более специальным, привязанным к рельефу:
ориентирование, занятие и соревнование по технике пешеходного туризма
(переправы по бревну, по веревке, техника спас работ...),
развлекательные игры.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА преследует цель обучения специальной технике,
характерной для передвижения по горному рельефу (в том числе и при
проведении спас работ). Незнание или неумение действовать в той или иной
ситуации приводят в состояние бездействия, растерянности, паники, к
неправильным и ошибочным действиям, а в лучшем случае - к действиям
медленным и малоэффективным. Надо тщательно продумать и технически
подготовить участников по всей "технологической цепочке похода" (с
учетом возможных осложнений), - пробелов быть не должно. Нередко
участники хорошо владеют техникой страховки на скалах, но толком не
знают, что делать в случае срыва партнера при одновременном движении на
снежном склоне. Часть тренировочного процесса здесь может быть отнесена
на начало похода, если приемы не могут быть разучены "без гор"
(например, техника само задержания ледорубом при срыве на снежном
склоне). Техническая подготовка включает тренировки со снаряжением в
зале и на местности (на природном рельефе: ориентирование, ходьба по
склонам различной крутизны с отработкой технических приемов
передвижения, организации страховки, отработкой системы взаимодействия,
системы команд), на элементах специального рельефа: ледовые, скальные,
осыпные, песчаные склоны, переправы через реки.
Очень часто у участников проявляется техническая неподготовленность при
переходах с одного участка рельефа на другой: со льда на скалы, на
снег..., при переходах "с одной сложности на другую" (в том числе, при
уменьшении, увеличении сложности участка), т.е. в те моменты, когда
требуется то или иное изменение техники передвижения, требуется как
техническая, так и психологическая адаптация к новым условиям. Перед
каждым выходом на определенный участок у каждого внутри должна
складываться программа действий, в том числе на случай возможного срыва,
- как самого, так и партнера: времени на обдумывание не будет. После
овладения навыками в стандартных ситуациях надо усложнять процесс
обучения, вводя различного рода "затруднения", делающие ситуацию
нестандартной. Например, путем "разрушения", "потери", изъятия части
снаряжения (чтобы смогли обойтись тем, что осталось в том числе с
разрывом группы, перил), ограничением и усложнением маршрута, нанесением
условных "травм" и т.п. Умение решать "нестандартные" задачи выведет
участников на качественно новый уровень подготовки и понимания
технических приемов. Ими надо владеть не по отдельности, а в
многочисленных "групповых совокупностях": мало правильно завязывать
узел, надо четко представлять в какие моменты, в каких ситуациях,
приложениях он применяется. Руководителю, тренеру, рекомендуется
задавать ситуацию "экспромтом", когда она задана, а ответ еще
неизвестен: в ходе выхода участников из этой ситуации руководитель
продумывает свои решения и замечает допущенные ошибки. Нередко ситуация
их хорошо вскрывает. Способность действовать в нестандартных ситуациях -
это "высший пилотаж", один из признаков истинного мастерства. Известные
летчики-испытатели утверждают, что настоящее умение - это не когда
действия доведены до автоматизма, а следующая ступень: когда автоматизм
удается подчинить быстрой реакции сознания, отвечая на нестандартную
ситуацию нестандартной системой действий.
СХОЖЕННОСТЬ - качество необходимое. Особенно внимательно надо обратить
внимание на это качество в группах нового состава. У всех не должно быть
непонятных или понимаемых по-разному команд, терминов и технических
приемов. Должны быть достигнута определенная "притирка": совместимость
техническая и психологическая. Когда ее нет, партнеры не доверяют друг
другу, испытывают взаимную неприязнь, поход (восхождение) превращается в
психологическую пытку, ссору, а то и в несчастный случай... Хорошая
схоженность - это не только понимание общей задачи и своих действий, но и
понимание предстоящих действий партнера, взаимная стыковка действий,
предупредительная взаимопомощь и подстраховка, усиление действий
партнера. "Чужак” или даже малая группа ”чужаков” в группе (особенно,
опытной) — это не редкость и в походе, и на восхождении. Им надо
адаптироваться в коллективе, что бывает непросто. Особенно, если "чужак”
является руководителем. Следует отметить, что поступки малознакомых
людей очень часто оцениваются неправильно просто потому, что человека
мало знают в коллективе, не понимают мотивов решений.
ЗАКАЛКА организма - повышение его устойчивости к внешним климатическим
воздействиям, достигается не только водными (душ, баня, мытье и
обливания холодной водой) и воздушными процедурами. Но еще и
закаливающими упражнениями: бегом и упражнениями на свежем воздухе в
легкой одежде (в том числе по снегу, по росе), в любую погоду, лыжным
спортом, велосипедом, плаванием. Закаливаться надо очень постепенно: к
резким перепадам температур организм привыкает медленно. Несмотря на
закалку в походах нельзя допускать переохлаждений, отморожений, сильного
намокания при низких температурах. Тепловые травмы некоторых органов
(например, почек) приводят к тяжелым формам инвалидности. Общая закалка
увеличивает устойчивость организма к заболеваниям, он легче и быстрее
адаптируется к температурным перепадам, большим высотам.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ включает лечебно-профилактические действия раз в
год: общую диспансеризацию, профилактическое лечение зубов, отдельные
прививки (например, от столбняка - с долгосрочным иммунитетом). На
занятиях, в походе целесообразно применение самоконтроля частоты
сердечных сокращений (ЧСС) и динамики их изменения, кровяного давления.
Надо следить и за общим самочувствием, – и личном, и у других
участников. Никому нельзя доводить себя "до дурноты" - при первых
признаках перенапряжения нагрузки должны быть уменьшены. Путь спортсмена
- постоянное движение. Прерывание тренировок, нарушение их режима
приводит к неоправданным физиологическим ударам по организму, в котором
накапливаются "шлаки", естественно удалявшиеся физическими нагрузками (с
дыханием, потом) и окислявшимися при усиленной работе организма
(учащённые дыхание, сердцебиение, мышечная деятельность и т.п.).
Организм спортсмена привыкает к напряжению, работе "с запасом" сил.
Задержка физической нагрузки вызывает ухудшение самочувствия и
настроения, а в долговременном плане - развитие процессов, подтачивающих
здоровье организма: солевые и жировые отложения, гипертрофия мышц и
другие. Поэтому тренированным спортсменам регулярные физические нагрузки
необходимы в значительно большей мере, чем "остальным" людям (конечно,
небольшие паузы в течение нескольких дней не только допустимы, но
нередко и необходимы). Безусловно, с возрастом нагрузки надо постепенно
уменьшать, но не бросать занятия совсем: путём спортсмена надо идти до
конца.
Личное самочувствие - прекрасный индикатор. Если нагрузка превышает
допустимые пределы, тренировка идёт на плохом самочувствии, "через силу"
или если возникают неприятные ощущения в ходе тренировки или как её
"последействие", нагрузку надо снизить. Такого насилия над организмом,
как в "большом спорте" (спорте высших достижений) допускать нельзя. В
спорте путешественников (туризме) и спорте восходителей (альпинизме) нет
"абсолютных" технических результатов и рекордов, фиксируемых в качестве
достижимой границы человеческих возможностей. Да и само понятие "спорт”
для туризма и альпинизма является "узким”, — оно не отражает всей
специфики этих видов деятельности. К примеру, в очень немногих видах
спорта (как в туризме и альпинизме) капитан или руководитель команды
несет ответственность за жизнь всех участников. Да, спортивный момент и в
туризме, и в альпинизме присутствует, и он важен, но он не всегда и не
во всем является определяющим (об этом надо помнить). Например, нельзя
увеличивать скорость передвижения в ущерб безопасности... «Гонки по
вертикали» связаны с неоправданным риском. Нельзя увеличивать количество
рейтинговых восхождений на соревнованиях за счет времени физической и
психологической реабилитации (восстановления сил) между ними. В
противном случае такие "соревнования" обычно заканчиваются похоронами в
одной из команд.
Мощным СТИМУЛОМ тренировок в спорте путешественников является сам
спортивный поход (восхождение). Но есть и другие стимулы. Очень сильным
стимулом являются соревнования и слеты (сборы) по любимым дисциплинам.
Не важно где, когда и на каком уровне они проводятся, важно быть к ним
готовым. Соревнования, слеты и выезды на тренировки являются и
прекрасной формой общения, а также формой сохранения человеческих
связей, знакомств людей, объединённых общими интересами. Форм здесь
существует несколько: походы выходного дня, соревнования ветеранов,
клубы по интересам, система детского спорта и туризма и т.п.
Спорт путешественников требует многогранной подготовки, поэтому
желательна хорошая подготовка по нескольким спортивным дисциплинам что,
конечно, не исключает специализацию и выступления на высоком уровне по
одной из выбранных дисциплин. Обретение необходимых ЗНАНИЙ - всего лишь
первая, начальная фаза тренировочного процесса. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ и
умения в сочетании с этими знаниями и с высоким уровнем физической
подготовки - вот главная цель тренировок.
Ступени мастерства
Повышение мастерства - обычный путь развития в любой деятельности и он
не обязательно связан с честолюбивыми устремлениями и "резкими" формами
самоутверждения. Этот процесс долгосрочный. Можно, конечно, "не
претендуя на многое", брать из него только отдельные "элементы" и ходить
в походы "для удовольствия". Но и в этом случае "удовольствия" будут
притупляться, если не пытаться хоть в чем-то "подняться над собой",
открыть новое в природе, в себе, в других... Любая деятельность
интересна, если человек находит в ней новое, совершенствует свое умение,
знания. Конечно, у каждого свои возможности, свои "точки приложения
усилий" и "своя вершина", но не надо отказывать себе в удовольствии
овладеть ею. В конечном итоге каждый спортсмен соревнуется только с
самим собой, преодолевая силы природы, в виде которых могут выступать и
соперники, но в первую очередь собственная "слабость”.
Процесс совершенствования личного мастерства должен быть методически
правильно поставлен с самого начала и с самого начала его надо лишить (и
не допускать) негативных проявлений, которые могут развиться в "болезни
роста" и изъяны подготовки. Поднимаясь в чем-то "выше себя", не
опускайтесь в другом "ниже".
В хорошем смысле рост мастерства дает стимулирование общего спортивного
тонуса, повышение спортивных результатов, увеличение прав на совершение
более сложных и более интересных походов и восхождений. Он дает
повышение собственного спортивного имиджа, позволяющего на равных войти в
общую среду и в коллективы спортсменов с определенным уровнем
подготовки, обучаться и выступать на своем спортивном уровне. Он
стимулирует тренировочный процесс и все виды специальной подготовки,
дает общий высокий уровень образования, знания и культуры, умения не
только что-то сделать и увидеть, но сделать хорошо и увидеть глубоко. Он
дает пс |