Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей.
Ф. Фарберов 2010г.
Вопросы тактики и техники страховки в различных случаях. I. Общие рекомендации IKAR.
В 2005г на ежегодном международном конгрессе IKAR (The International
Commission For Alpine Rescue / Международная Комиссия по Спасению в
Горах) проходившем в Италии, были сформулированы следующие основные
принципы организации страховки при использовании веревок для спуска и
подъема людей во время спасательных работ в горах.
● Во всех случаях, когда это практически осуществимо, должна
применяться организация независимых станций для страховочной и грузовой
систем.
● Динамическая веревка (EN 892) не должна применяться в качестве
страховочной и грузовой веревки при спуске/подъеме людей в горах.
● Для предотвращения неконтролируемого падения спасательного груза в
случае потери одним или обоими операторами контроля над веревками по
какой-либо причине (камнепад и т.п.) система спуска/подъема должна быть
оборудована страховочным устройством (системой) с функцией
автоматической блокировки. Страховочное устройство (система) может
использоваться на одной или на обеих веревках одновременно.
Практическое разделение веревок на грузовую и страховочную необходимо
для предотвращения одновременного повреждения / разрушения обеих
веревок.
● Страховочная веревка должна выдаваться / выбираться без слабины на всем протяжении транспортировки.
Примечание:
1. IKAR-CISA (The International Commission for Alpine Rescue) – Международная Комиссия по Спасению в Горах.
Эта неправительственная и некоммерческая организация существует с 1948
года и в настоящее время объединяет спасателей-экспертов высшей
квалификации из 31 страны.
На сегодняшний день IKAR-CISA - это самая авторитетная международная
организация в области спасательных работ в горах. Существует четыре
постоянно действующих комиссии IKAR:
«Terrestrial Rescue» (Спасательные работы в горах), «Medical» (Медицинская аспекты
спасательных работ в горах), «Avalanche Rescue» (Спасательные работы в
лавинах), «Aviation» (Применение авиации в спасательных работ в горах).
В каждой комиссии работает по 2 представителя от каждой страны, члена
IKAR. Комиссии собираются 2 раза в год. Ежегодно в различных странах –
членах этой организации проходит международный конгресс IKAR, где
делаются доклады по разным аспектам спасательных работ в горах. Часть
этих докладов в формате PDF можно найти на сайте IKAR
http://www.ikar-cisa.org . Россия пока не вошла в члены IKAR.
2. Данные рекомендации IKAR были сделаны на основе многолетних
исследований вопросов безопасности спасательных работ компанией
«Rigging for Rescue».
В работе над рекомендациями принимали участие спасатели - делегаты конгресса IKAR из Канады, США, Франции, Швейцарии и Германии.
II. Анализ факторов риска, и особенности тактики и техники страховки на разных этапах спуска пострадавшего с сопровождающим.
Как правило, в спасательных работах в горах спуск пострадавшего
занимает большую часть времени. Поэтому отработке тактики и техники
страховки спуска пострадавшего уделяется большое внимание, как во время
обучения, так и в процессе регулярных тренировок спасателей на горном
рельефе.
В этом разделе приводится анализ факторов риска, которые необходимо
учитывать при выборе тактики и техники страховки во время спуска.
Данный анализ факторов риска в обязательном порядке входят в программу обучения спасателей в Канаде.
Примечание:
В статье «Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному
рельефу подручными средствами». http://www.risk.ru/users/fedor/6883/
этот анализ приводиться в несколько упрощенном виде.
1. Для каждого этапа спуска характерны различные факторы риска.
Поэтому каждый этап требует особой техники страховки. Условно можно
выделить три основных этапа спуска:
● 1 или начальный этап: это переход сопровождающего с пострадавшим через край площадки.
● 2 этап – начало спуска (~ первые 30м)
● 3 этап – последующий спуск.
2. Основные факторы риска начального этапа спуска:
● Опасность падения сопровождающего с пострадавшим при переходе через край площадки.
При этом возможен сильный рывок на спусковую и страховочную системы.
● Если при падении веревка ляжет на край площадки не под прямым углом, то при рывке
произойдет смещение нагруженной веревки по краю. Возможными последствиями такого
смещения могут быть:
а) Серьезные повреждения или обрыв спусковой веревки.
б) Срыв камней.
3. Техника страховки на начальном этапе спуска.
Основная функция страховочной системы на начальном этапе спуска – это
подстраховка спусковой системы на случай её отказа по указанным выше
(или другим) причинам.
Важно! Помощь сопровождающему при переходе через край площадки (полки) существенно снижает факторы риска в начале спуска.
● Большая часть нагрузки (~ 80-90%) должна приходиться на грузовую (спусковую) веревку.
● При работе с любыми типами СУ, следует избегать излишнего натяжения
страховочной веревки в начале спуска. Страховочная веревка должна
выдаваться без слабины, с небольшим натяжением (не более 10 - 20% общей
нагрузки). В таком состоянии у страховки больше шансов выполнить свою
задачу по следующим причинам:
● У слабо натянутой веревки меньше шансов обрыва при срыве на краю площадки.
● Меньше шансов быть перебитой камнем.
● Меньше шансов получить повреждения при маятнике.
● Если для страховки используется «тандем прусик», то на начальном
этапе спуска рекомендуется применять вариант организации этой системы без дополнительного торможения,
и удерживать натяжение страховочной веревке вручную (см. Часть II, рис.
5, 6). В таком варианте страховка «тандем прусик» работает наиболее
надежно.
● При работе с «540° ™ Rescue Belay», также не рекомендуется применять дополнительное торможение на начальном этапе спуска.
3.1. Важно! Защита веревки от повреждений – это одна из важнейших
задач в работе по обеспечению безопасности спасательных работ на любом
рельефе.
Основные рекомендуемые меры по защите веревки:
3.1.1 Использование соответствующей техники организации спуска/подъема:
● Край полки (площадки) должен быть подготовлен до начала спуска – обработаны острые
края, очищен от живых камней, снега и т.п.
● Спусковая и страховочная веревки должны подходить к краю площадки под
прямым углом. Это необходимо для предотвращения горизонтального
смещения веревок по краю площадки во время работы и в случае задержания
рывка. Такое смещение особенно опасно при работе на скальной полке
(площадке) и грозит перетиранием и/или обрывом веревки.
● При невозможности подвести веревку перпендикулярно к краю напрямую от
станции, необходимо использовать направляющий ролик (карабин) (см.
рис.1).
● По возможности использовать направляющий ролик, для того чтобы
приподнять грузовую веревку над рельефом (см. рис. 2). Этот способ
очень часто применяется профессиональными спасателями, так как в этом
случае не только снижается трение грузовой веревки о рельеф, но и
существенно облегчается переход сопровождающего с пострадавшим через
край полки.
При использовании направляющих роликов важно соблюдать следующие меры безопасности:
● Точка крепления направляющего ролика (карабина) должна быть абсолютно надежной.
● Страховочная веревка не должна пропускаться через направляющий ролик (см. рис. 2).
Это необходимо для того, чтобы избежать образования опасной слабины у
страховочной веревки в случае отказа точки крепления направляющего
ролика. Такая слабина может привести очень сильному рывку при
задержании срыва.
3.1.2. Использование специальных или импровизированных протекторов для веревки.
● Для работы в горах наиболее оптимальны протекторы из грубого брезента, сделанные в форме «чулка» (см. рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
4. Основные факторы риска второго этапа спуска:
● Сразу после перехода через край, сопровождающий обычно находится в стадии выбора
оптимального пути, поэтому вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска.
Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае маятника существует опасность
повреждения сильно натянутой спусковой веревки.
4.1. Техника страховки на втором этапе спуска.
На этом этапе также рекомендуют продолжать работать с ручным натяжением
страховочной веревки до тех пор, пока сопровождающий окончательно не
определиться с выбором линии спуска.
5. Основные факторы риска третьего этапа спуска:
● На этом этапе становится сложнее удерживать ручное натяжение страховочной веревки
вручную и в результате может образоваться опасная слабина.
В случае отказа/обрыва спусковой системы слабина страховочной веревки может привести к
существенному удлинению страховочной веревки в момент задержания срыва.
Даже относительно небольшое падение пострадавшего и сопровождающего при
удлинении страховочной веревки может привести к самым тяжелым
последствиям (травмы вследствие ударов спускающихся о рельеф и т.п.).
● Кроме того, из-за большого веса веревки становится труднее контролировать практически
любые СУ и они часто начинают преждевременно «схватывать».
● При большой длине слабо натянутая страховочная веревка начинает
представлять опасность, так как она может быть подвержена боковым
смещениям по рельефу. Такие смещения могут привести к сбросу камней или
зацеплению веревки за выступающие формы рельефа.
5.1. Техника страховки на третьем этапе спуска.
Для снижения приведенных выше факторов риска, на третьем этапе спуска рекомендуется:
● Организовать дополнительное торможение на страховочной веревке.
● Равномерно распределить нагрузки между страховочной и спусковой веревкой.
Организация дополнительного торможения на страховочной веревке и
переход к равномерному распределению нагрузки на обе веревки показаны
на примере страховки «тандем прусик»
(см. рис. 3).
Рис. 3
Для повышения безопасности спуска на этом этапе можно дополнительно
организовать подстраховку грузовой веревки системой «тандем прусик». В
этом случае обе станции будут оборудованы «зеркально»
(см. рис. 3Б). Такая система организации спуска обладает повышенной
надежностью, а также удобна тем, что при необходимости перейти от
спуска к подъему, любая из веревок может стать страховочной или
грузовой, на которой будет организован полиспаст.
Примечание:
1. Выше уже говорилось о том, что следует избегать излишнего
натяжения страховочной веревки на начальных этапах спуска (см. раздел
II, п.3.).
Кроме того, при работе с системой «тандем прусик»
в сложных условиях (разрушенный / камнеопасный рельеф, плохая погода и
т.д.), не рекомендуется раньше времени организовывать подстраховку
грузовой веревки и устанавливать дополнительное тормозное устройство на
страховочной веревке в начале спуска (см. рис. 3Б) по следующим
соображениям:
На начальных этапах очень важна четкая коммуникация и координация
действий спасателей, работающих на грузовой и страховочной системах и
сопровождающего. В какие-то моменты может потребоваться замедлить /
ускорить / остановить спуск, заблокировать/разблокировать грузовую
веревку или выбрать страховочную.
Всегда сложнее одновременно контролировать два устройства, чем работать
только с одним. Поэтому, когда у спасателя свободны обе руки для работы
с тормозным или страховочным устройством, ему легче сосредоточиться на
выполнении своей задачи, проще делать все необходимые манипуляции и
меньше шансов допустить ошибку.
2. В менее сложных условиях, когда риски отказа каких-либо
компонентов спасательной системы минимальны, вполне допустима
организация «зеркальной» системы страховки на начальных этапах спуска.
III. Факторы риска и меры безопасности в особых случаях.
1. Факторы риска при спусках на большую глубину.
1.1. Одна из главных опасностей при спусках на большую глубину –
это удлинение страховочной веревки в случае отказа грузовой системы
(см. Часть I, п. 1.4.).
Даже при использовании самых жестких статических веревок и применении
«зеркальной» системы организации спуска с равномерным распределением
нагрузки, в случае обрыва одной из веревок во время спуска на большую
глубину, удлинение другой веревки будет весьма значительным.
В этом случае пострадавшему с сопровождающим грозит падение на глубину
несколько метров с возможными ударами о рельеф. Последствия такого
падения могут быть самыми тяжелыми.
1.2. Другая опасность, характерная для протяженных спусков, связана с повышенным нагревом страховочных и тормозных устройств.
Сильно разогретое СУ, обладающее низкой теплоотдачей, может переплавить веревку во время остановки спуска.
1.3. При спуске на большую глубину с использованием веревок
стандартной длины, возникает необходимость наращивания веревок. В этом
случае существует опасность заклинивания одного или обоих узлов на
рельефе.
1.4. Во время протяженных спусков существует опасность потери коммуникации между
спасателями, работающими наверху и сопровождающим. Это грозит
нарушением четкости взаимодействия всех спасателей, участвующих в
проведении спуска, и может привести к опасным ошибкам в их действиях.
Особенно трудно поддерживать коммуникацию в сложных погодных условиях.
1.5. Рекомендации по снижению рисков, связанных со спуском на большую глубину:
● Не применять спуски на большую глубину без серьезной необходимости.
● Использовать только жесткие статические веревки
● Использовать «зеркальную» систему организации спуска с равномерным распределением нагрузки между веревками.
● Использовать дополнительное торможение на обеих веревках (см. рис. 4 и п. 1.5.1. ниже)
● По возможности ограничивать глубину спуска стандартной длиной веревки (50-60м)
● Не допускать высокой скорости спуска и внимательно следить за нагревом страховочных и тормозных устройств во время спуска.
● Применять страховочные и тормозные устройства с хорошей теплоотдачей.
В Канаде, США и Новой Зеландии для продолжительных спусков применяют
«решетки / рэки» с цельными перекладинами из алюминиевого сплава, так
как они обладают хорошей теплоотдачей.
● При необходимости наращивания веревок, ограничиваться спуском на глубину не более двух веревок.
● Для того чтобы избежать проблем с узлами при наращивании веревок,
спасателям, работающим в тех горных районах, где существует регулярная
необходимость в организации протяженных спусков, рекомендуют иметь в
штатном наборе снаряжения специальные, более длинные веревки. Либо
использовать тросовое снаряжение.
● Использовать компактные средства связи для обеспечения коммуникации сопровождающего с другими спасателями.
1.5.1. Испытания, проведенные американскими компаниями «Rigging
for Rescue» и «Peak Rescue Institute» в 2007-2008 годах показали, что в
случае отказа грузовой веревки, организация дополнительного торможения,
установленного на страховочной веревке между СУ и грузом, снижает
величину тормозного пути груза на 35 – 40%.
На рисунке 4 показаны примеры организации дополнительного торможения на примере СУ «540° ™ Rescue Belay» и Petzl I’D.
В качестве дополнительного тормозного устройства могут использоваться
как специальные спасательные решетки (см. рис. 4 А), так и
альпинистские СУ (см. рис. 4Б).
Из альпинистских СУ предпочтительно использовать модели, которые не крутят веревку – «стаканы», Реверсо и их аналоги.
Рис. 4
2. Особые случаи, в которых опасно применять двойную веревку.
Как уже было сказано выше, применение отдельной независимой страховки –
это стандартная практика большинства спасательных подразделений во всем
мире. Однако во время спасательных работ и/или тренировок на горном
рельефе также возможны ситуации, когда работа на двух веревках может
стать источником опасности. Например:
2.1. Спуск/подъем пострадавшего с сопровождающим в свободном пространстве
(на протяженных нависаниях, в каньонах и т.п.). В этих случаях у
сопровождающего нет возможности опираться о рельеф ногами для
стабилизации своего положения, и спасательный «груз» может начать
вращаться вокруг своей оси. При этом происходит закручивание и
спутывание веревок.
2.2. Особенно часто вращение груза и закручивание веревок
случается при работе в каньонах возле водопадов или быстрых горных рек.
Его провоцируют сильные воздушные потоки, характерные для таких мест.
2.3. Скручивание двух веревок может привести к следующим опасным последствиям:
● Отказ срабатывания страховки в случае обрыва одной из веревок.
● Очень серьезно осложняется работа по подъему груза.
2.4. Меры по снижению риска закручивания веревок.
● Разнесение страховочных и грузовых станций на значительное расстояние друг от друга.
● Использование вертлюга для присоединения подвески груза к узлу крепления страховочной и спусковой веревок.
● Отказ от независимой страховки и организация спуска /подъема на одинарной веревке по спелеотехнике SRT.
3. Организация спусковой / подъемной системы на одной станции.
Во всех рассмотренных выше ситуациях речь шла об организации системы
спуска/подъема пострадавшего с сопровождающим на двух независимых
станциях.
Это наиболее безопасный способ работы, так как обе системы дублируют
друг друга, и отказ какого-либо компонента одной из систем не может
привести к отказу всей системы в целом.
Однако далеко не всегда в горах существует возможность организовать две
независимые станции для страховки и спуска/подъема. Вполне возможны
ситуации, когда имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать
только одну станцию.
При принятии решения о работе с одной станции важно помнить, что отказ
единственной станции будет означать отказ всей системы в целом и может
привести к тяжелым последствиям и / или гибели пострадавшего и
сопровождающим, а также спасателей, работающих на станции.
Поэтому исключительно важно предпринять все меры к тому, чтобы станция была максимально надежной!
● Наиболее безопасный способ спуска / подъема – это организация
независимой страховочной и тормозной/подъемной системы аналогично
схемам приведенным выше. Только в данном случае необходимо расположить
обе системы на одной станции.
Для предотвращения трения веревок друг об друга и удобства работы
спасателей необходимо разнести точки крепления страховочной и тормозной
системы.
Один из возможных вариантов организации спуска с одной станции показан на рис. 5.
Рис. 5
IV. Другие варианты организации спуска пострадавшего с сопровождающим.
В этой статье рассказывается об только одном способе организации
спуска, при котором и страховочная и тормозная системы управляются
сверху. О причинах такого выбора было сказано в первой части статьи
(см. Часть I, раздел "Общие положения»).
Существуют и другие способы организации спуска пострадавшего с
сопровождающим. Подробное рассмотрение этих способов в данной статье не
входило в задачи автора, поэтому ограничусь примерами двух наиболее
распространенных вариантов, которые применяются в горах:
1. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке на одном
спусковом устройстве с организацией верхней страховки отдельной
веревкой.
Один из вариантов организации такого спуска показан на рисунке 6.
Рис. 6
Примечание:
Пропорции длин оттяжек для подвески спасателя и пострадавшего на рисунке не соблюдены.
● Длина оттяжки, которой спасатель пристегнут к спусковому устройству, должна позволять ему свободно дотягиваться до СУ.
● Длина оттяжек подвески пострадавшего должна быть на 15-20см длиннее,
чем оттяжка спасателя. Такая разница в длине оттяжек позволяет
спасателю удобно транспортировать пострадавшего во всех основных
положениях: на спине, перед собой и сбоку.
● Для дополнительной подстраховки спуска сопровождающий может также использовать узел автоблок, как показано на рис. 7.
2. Спуск спасателя с пострадавшим по двойной или одинарной
закрепленной веревке с подстраховкой узлом «автоблок», расположенным
ниже спускового устройства (см. рис. 7, 8).
Рис. 7
2.2. Спуск по двойной веревке организуется аналогичным образом (рис. 8).
Рис.8
Примечание:
Единственное отличие между спуском по одинарной и двойной веревке
заключается в том, что на двойной веревке узел «автоблок» вяжется с
меньшим количеством оборотов:
● Для работы на одинарной веревке обычно достаточно 6-7 оборотов репшнура/стропы.
● Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы.
Основные выводы :
● Единого универсального «рецепта» действий по организации страховки во время спасательных работ в горах не существует.
● Выбор способа организации спуска/подъема и техники страховки зависит от совокупности многих факторов.
● Все приведенные выше рекомендации относятся, прежде всего, к
потенциально опасным условиям, и не имеют абсолютного характера. Эти
рекомендации являются ориентирами для принятия решений, но не законами.
● В каждой конкретной ситуации спасателям необходимо принимать
решение о выборе тактики и техники страховки самостоятельно, с учетом
специфики условий, в которых проходят спасательные работы.
|