Все существа возникают во времени,
время непрерывно поглощает их всех.
(Калачакра-тантра)
Многие
слышали об илийских Буддах – наскальных изображениях в урочище
Тамгалы-Тас на реке Или. Но это не единственный буддийский памятник на
территории Алматинской области.
Мы с группой алматинских краеведов решили проверить, что ещё из буддистского наследия сохранилось в нашем крае.
Нам
не раз приходилось слышать о так называемой Текелийской стеле, камне с
изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау
недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне
Кайлык (в советское время Антоновка).
Три периода распространения буддизма на территории Казахстана
По
данным археологов и историков в истории буддизма на территории
Казахстана можно определить три основных периода. В Казахстан буддизм
пришёл из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине 1 в. до н.э. В
распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае
важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в
частности, парфянам, юечжи, кангюйцам, согдийцам, которые особенно
активно начали проповедовать учение Будды во 2-3 веках н.э., что было
связано с определёнными целями Кушанского государства на Востоке.
О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с 6 в., свидетельствует Сюань Цзянь.
Он
пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных
тюрок. В первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок
становятся буддистами или покровителями буддизма, причём тюрколог А.
Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.
В
Семиречье – домене западных тюрок, тюргешей и карлуков, этот процесс
был достаточно интенсивным, о чём убедительно говорят открытые в разные
годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке,
Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с
изображением буддийских персонажей и сцен.
Буддизм имел распространение в Семиречье и после 10-11 вв.
В
середине 13 в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает
Гильом Рубрук – посол Людовика 9-го к монгольскому хану Мункэ. В 1253
г. Гильом Рубрук выехал из Лиона, пересёк южнорусские и казахстанские
степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. В Жетысу он
останавливается на две недели в городе Каялык (современное село
Кайлык), где он видел и описал буддийский храм.
Распространение
буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда
найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из
самых многочисленных родов Среднего Жуза.
У Мирзы
Мухаммеда Дулати в "Тарих-и Рашиди” описывается ожесточённая борьба
Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук
захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку.
Видимо, к этому времени (начало 13 в.) и относится строительство храма
в Каялыке.
Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племён – Ойратов (калмыков).
Калмыки-ламаисты
строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит вблизи
Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном
Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.
Текелийскую стеллу историки также относят к третьему этапу
распространения буддизма в Казахстане.
Строились буддийские
монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в
1716-1733 гг., нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Основа этой
карты была выполнена в конце 17 – начале 18 вв. иезуитами, служащими
при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом,
находившимся в калмыцком плену.
С ламаизмом, а точнее с
буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом) связаны также наскальные
изображения Будды и тибетские надписи.
Одно из наиболее
известных изображений находится на правом берегу реки Или в
Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас. Это место маркирует
переправу через реку Или на Великом Шёлковом пути. На скалах высечено
три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения Просветления;
Бодхисатва сочувствия "Любящие Глаза”; Будда Медицины. Кроме
изображений Будды на камнях высечены изображения буддийских мантр,
главным образом "Ом Мани Пеме Хунг”, на тибетском языке.
В
1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под
религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в
Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В
1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были
истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а
вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри.
Одним
из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее
города Алматы. О нём ещё в 1854 г. писал Ч. Валиханов. 1864 г. стал
верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие
буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках.
"Текелийская Стелла” и городище Каялык
Вернёмся
к нашей экспедиции. На трех автомобилях мы отправились по трассе Алматы
– Усть-Каменогорск в направлении города Талдыкоргана. Первым пунктом
для нас стал город Текели. Шёл дождь. Местные жители охотно поделились
с нами информацией о местонахождении буддистской стелы. Мы обнаружили
её в ущелье реки Кора восточнее города.
Интересно, что слова
"кора” с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской
святыни по кругу, и вокруг найденной нами стелы была хорошо-натоптанная
тропа.
Теклийская стела – это не какое-то строение, это
трёхметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо
просматриваются выбитые буддийские изображения.
Первое –
изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в
своих лапах Снежный Лев, который в Тибете считается самым храбрым и
честным на свете животным. Второе – это знак Калачакры и его мантра.
Учение
Калачакры тесно связано с легендарной скрытой страной Шамбала, в
которой оно, как считается, практикуется на государственном уровне.
Согласно
пророчествам Калачакры в будущем владыки Шамбалы вмешаются в события
этого мира, когда силы тьмы, агрессии и неведения поставят под угрозу
существование цивилизации. На Текелийской стеле вверху можно увидеть
семенной слог или монограмму Калачакры, называемую "Десять могучих
букв”, которая символизирует собой десять аспектов мандалы (вселенной)
Калачакры. Чтобы не нарушать древнюю традицию, мы развесили
специально-привезённые из Непала буддийские флажки и три раза по
часовой стрелке обошли стелу.
После посещения стелы погода стала резко улучшаться, и
вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талдыкорган,
Жансугуров и Сарканд, приехали в деревню Кайлык, которую историки
отождествляют со средневековым городищем Каялык.
На территории и в окрестностях деревни проводилось много раскопок, начиная со времён Союза и заканчивая нашим днём.
Были
найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых
сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и
о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные
останки буддийского храма. Храм был построен из сырцового кирпича и
стоял на открытом месте. Мы решили переночевать недалеко от храма на
живописном берегу реки Лепсы, откуда путешественники Великого Шёлкового
пути могли видеть культовые сооружения древнего города трёх религий.
Пожалуй,
в городе Каялык наиболее точно отразились истоки толерантности и
веротерпимости людей, населяющих этот край. В разное время они
испытывали влияние буддизма, христианства, ислама. Но они не видели
причин дл их противопоставления, что способствовало расцвету торговли,
культуры и политики. И это одно из самых важных посланий из прошлого.
- Автор:Андрей Гундарев
www.mountain.kz
|